Суббота 12.10.2024 01:26 |
Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всё о Таджикистане (или почти всё...)Район Мастчохи кухиНоҳияи Мастчоҳи Кӯҳи - Mastchohi kuhi region - ناحیۀ کوهستان مستچا
Дата образования в составе Таджикской ССР: 06.07.1929 Что означает это название: "Горная Масчо" Центр: деха Мехрон Территория: Общая площадь района составляет 3,68 тысяч кв. м. Кухистони Мастчох (Горная Мастча) расположен по берегам устья реки Заравшан между высокогорными Туркенстанским и Заравшанским хребтами. Находится на юго-востоке Согдийской области, с севера граничит с Ганчинским районом Согдийской области и Республикой Кыргызстан, с юга – с Ягнобом, с запада – Айнинским районом Согдийской области, с востока - Гармской группой район. Горно-Матчинский район расположен на юге Согдийской области и граничит с Баткенской областью Киргизии. Он раскинулся в живописном горном регионе, где берёт начало река Мастча (так именуется верховья Зеравшана от его истока). Река, берущая начало среди ледников, течёт с востока на запад, а параллельно ей тянутся Зеравшанский (с юга) и Туркестанский (с севера) хребты. Зеравшан образует относительно широкую долину, где население на пойменных террасах выращивает овощи (главным образом, картофель), зерновые и фрукты, а также выпасает овец и коз. Ландшафты Горно-Матчинского района отличаются величественными пейзажами с минимальным влиянием антропогенного фактора. Территория района занимает большую часть исторической области Мастча, которую уже много веков населяют горные таджики. До образования района в 1930 году, этот регион был автономным округом Российского Туркестана (входил в Самаркандскую область), а до того – был отдельным бекством Бухарского эмирата. Этот малонаселённый район известен долгим и упорным сопротивлением во времена насаждения советской власти в Гражданскую войну и даже провозгласил независимость. Басмаческие отряды удалось полностью разгромить только в 1930-е годы. Особенность местных жителей прослеживается и в наши дни. Административным центром района долгое время являлся кишлак Мадрушкат. Кишлак разросся, и местное население, опасаясь превращения его в город и, соответственно, изменения в образе жизни, попросило руководство области перенести райцентр в кишлак поменьше – в Оббурдон. Административное деление района включает два джамоата: Иван Точик и Лангар, в которых проживает соответственно 11 479 и 7 658 человек. Население района Масчохи кухи: Население района составляет 19 137 человек, в том числе женщин - 9 389. Как добраться до района Доехать до района 1. Через г. Душанбе. Необходимо из аэропорта г. Душанбе добраться до места ___________. Стоимость аз аэропорта до этого места на такси ______$. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в район 2. Через г. Худжанд. Расстояние от г. Худжанд до центра района История района 10.11.2000 г. - по настоящее время район Мастчохи кухи Согдийской области Республики Таджикистан
Территория: 3683 кв. км (1.1.2017 г.) Число посёлков: 1 (1.1.2017 г.) Число сельсоветов: 2 (1.1.2017 г.) Число сёл: 57 (1.1.2017 г.) 09.09.1991 - 10.11.2000 г.г. Матчинский район Ленинабадской области Республики Таджикистан 23.12.1970 - 09.09.1991 г.г. Матчинский район Ленинабадской области Таджикской ССР 28.03.1962 - 23.12.1970 г.г. Матчинский район Таджикской ССР 23.01.1947 - 28.03.1962 г.г. Матчинский район Ленинабадской области Таджикской ССР 19.01.1945 - 23.01.1947 г.г. Матчинский район Уратюбинской области Таджикской ССР 27.10.1939 - 19.01.1945 г.г. Матчинский район Ленинабадской области Таджикской ССР Территория: 3300 кв.км (1941) Число сельсоветов: 7 (1941) 16.03.1938 - 27.10.1939 г.г. Матчинский район Ленинабадской округа Таджикской ССР 29.08.1930 - 16.03.1938 г.г. Матчинский район Таджикской ССР Центр: деха Масчо Территория: 3237 кв.км. (15.07.1934 г.) Число сельсоветов: 7 (15.07.1934 г.) Число населённых пунктов: 46 (15.07.1934 г.) Число населения: 19400 чел. (15.07.1934 г.)
Центр: деха Масчо Территория: 3238 кв.км. (1.1.1931 г.) Число сельсоветов: 3 (1.1.1931 г.) Число населённых пунктов: 48 (1.1.1931 г.) Число населения: 17500 чел. (1.1.1931 г.) начало 1930 - 29.08.1930 г.г. Матчинский район Ходжентского округа Таджикской ССР Число сельсоветов: 3 (1.1.1930) Численность населения: 17365 (1.1.1930) 06.07.1929 - начало 1930 г.г. Матчинская район Уратюбинского округа Таджикской ССР 1927 - 06.07.1929 г.г. Матчинский район Таджикской АССР 27.11.1924 - 1927 г.г. Матчинская волость Уратюбинского вилоята Таджикской АССР 1918 - 27.11.1924 г.г. Матчинская волость Уратюбинского района Ходжентского уезда Самаркандской области Туркестанской АССР до 1918 года Матчинская волость Самаркандского уезда Самаркандской области Туркестанского края В царское время Мастчинское бекство входило в состав Самаркандской области Русского Туркестана, но не входило в Бухарский эмират. Царские власти дали бекству самоуправление, придав ему статус автономии. После революции 1917 руководители бекства отказались признать Советскую власть и объявили независимость, добиваясь признания Англии, США и Афганистана. Мастча длительное время оставалась оплотом басмачества, полное подчинение долины советской власти было достигнуто в тридцатые годы. Достопримечательности:
Интересные факты: Религия Сегодня ислам занимает важное место в мировоззрении матчинцев. Практически все жители, вне зависимости от пола и возраста, выполняют пятикратный намаз. Многие совершили хадж – паломничество в Мекку, что считается очень уважаемым поступком. Женщины здесь покрывают головы платком из религиозных убеждений, но их одежда еще и практична – широкие прямые платья с изорами (национальные штаны), под платьем носится кофта с длинными рукавами – так женщине легче работать, и она защищена от простуды. Из религиозных убеждений женщины в Верхней Матче не пользуются косметикой. В селениях ниже, начиная с Рога, красят брови, глаза. Ислам практически вытеснил доисламские традиции матчинцев, в том числе и традиционное празднование Навруза. Началось это, вероятно, еще с Советской империи, когда многое традиционное считалось не соответствующим идеологической линии, и с распадом Союза это привело к заполнению исламом пробелов в самоидентификации. Между тем, наблюдая за жизнью матчинцев, сегодня можно смело утверждать, что религия помогает им преодолевать трудности, с которыми они сталкиваются в условиях сурового горного климата, небольшой площади пастбищных и земледельческих земель, которые, стоит отдать им должное, тем временем прекрасно освоены. Традиционный уклад «Мусофир», - говорят местные жители, с пониманием и сочувствием, обращаясь к путникам. Потчевать мусофира – долг каждого матчинца, поэтому поиск крова и пропитания – последнее, о чем может думать забредший в горные края странник. Постепенно спускаясь вниз по течению Зеравшана, мы встречали одно за другим матчинские селения. 52 кишлака - для ущелья значительная цифра. Каждый из них уникален по-своему. Если Дехисор, Дехавз, Водиф и Туро – в архитектурном плане более традиционные, постройки там выполнены из глины, то Ланглиф – более современный, с пластиковыми окнами в некоторых домах; да и климат начиная с Ланглифа более мягкий, умеренный. В Ланглифе уже есть школа-девятилетка, рядом с которой находится и местная достопримечательность – мраморный бюст ученого, мыслителя и поэта Камола Худжанди, установленный недавно местным жителем в назидание школьникам, чтоб понимали значимость образования. Бракосочетание матчинцев и «чужих» – редкое явление и не поощряется. Объясняется такое предпочтение тем, что приезжим трудно освоиться в суровых условиях жизни горцев и страдать будут как молодожены, так и семья принимающей стороны (в данном случае матчинской). Так, например, традиционно день матчинки начинается с раннего утра – встаёт она с восходом солнца, делает приготовления для намаза, доит коров, готовит завтрак, а также тесто для хлеба, занимается выпечкой хлеба, помимо этого на её плечах также забота о детях, родителях мужа, гостях, а также работа в поле и уборка дома. Учитывая, что мужчины занимаются в основном вопросами сбыта картофеля в город, приобретением необходимых товаров, работой в поле и выпасом скота. Хотя выпасом скота также занимаются и женщины. Молодежь весь август проводит на склонах – ребята косят траву, заготавливая ее на зиму. Смуглые лица жителей – лишь результат загара. Внешне матчинцы относятся к типичному европеоиду: голубые глаза, светлые волосы, нередко блондинистые, рыжие. Объясняется это, конечно, не визитом в Матчу Александра Македонского – просто жители Горной Матчи меньше равнинных таджиков пострадали от ассимиляции с захватническими племенами арабов, монголов. Человеческая нога ступила в Горную Матчу еще в глубокой древности – об этом свидетельствует множество оставленных на территории долины петроглифов – изображений на камне бронзового века. Рисунки древнего человека изображают горных коз, дома с крышами, охотников-лучников, солнце, колесо. Некоторые рисунки практически не поддаются объяснению. Согдийское наследие Во времена кровавого и жесткого нашествия арабов на богатые города Зеравшанской долины – Пенджикент, Истаравшан, Исфару и др. – некоторые согдийцы смогли бежать в неприступные ущелья, пытаясь уберечь родной язык, культуру, книги, религию от уничтожения захватчиками. О своих предках - древних согдийцах - матчинские арийцы мало что помнят. Названия селений: Рог, Ланглиф, Эсиз, Пакшиф, Водиф, Полдорак, Тору, Падаск, Табушн, Мадрушкат - доперсидского, согдийского происхождения, и мало кому из местных известно, что теперь означает то или иное название. Пытаясь разобраться в значении тех или иных слов и обратившись к семантике доперсидских языков, можно убедиться, что названия селений – прекрасно сохранившееся согдийское наследие. Так, название «Мадрушкат» состоит из «Матро» («Митра», бог солнца) и «кент» (город); Эсиз – от слова «эси», что означает «лёд» (очень созвучно английскому «айс»). Горная Матча - это необыкновенно живой край, со своей трагичной историей, где в срезе времен можно проследить нелегкую судьбу загнанных в ущелье согдийцев, наглядно иллюстрирующую нелегкую долю таджикского народа, неоднократно гонимого и вытесняемого с исторических земель. Гордый горный край по-прежнему таит в своих скалистых расщелинах тайны древности, многие из которых можно ощущать лишь сердцем… (Автор: Аниса САБИРИ) Природа Мастча́ (тадж. Масчо, Мастчоҳ, Маччо; перс. مسچا، مستچاه) — название горного района на территории Таджикистана, Киргизии и Узбекистана, включающего Туркестанский, Зеравшанский и Алайский хребты, которые сходятся в одной точке, пик Игла (5301 м). Высшая точка района пик Скалистый (5621 м). Со склонов пика Игла, с большого даже по Памиро - Алайским масштабам ледника Зеравшан (25 км длиной) берет начало река Матча, исток реки Зеравшан, которая течёт в долине меж Туркестанским и Зеравшанским хребтами. Климат Горной Мастчи резко континентальный, со снежной и сухой зимой, дождливым летом. Расположение Горной Мастчи с ее горным рельефом и климатическими особенностями делают его труднодоступным и изолированным районом, что сильно влияет на его экономическое и социальное развитие. Это оставляет отпечаток и на укладе жизни этого района. Горная Мастча является районом аграрной специализации, на территории которого функционируют 34 коллективных дехканских хозяйств, 25 индивидуальных дехканских хозяйств, 3328 домохозяйств (2011). Общая площадь орошаемых земель составляет 2 тыс. га. Основные направления сельскохозяйственной деятельности – животноводство, картофелеводство, садоводство, выращивание зерна. В районе 2 больницы, которые сейчас формируют в одну Центральную Районную Больницу, 2 сельские амбулатории, 13 мед. домов (ФАБ). Численность населения населенных мест:
|
Copyright OOO "BOOM" © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz |