Кабодиёнское бекство - Бекигарии Қубодиён
Период существования:
Центр: г. Кубодиён
В составе Бухарского эмирата:
Включал в себя современные территории Бешкентского, Шахритуского и Кубодиёнского районов Таджикистана:
Административно территориальное деление:
на 1908 год: 3 амлакдорства: Кубодиён,
Башкан (Бешкент) - к. Айвадж (центр), к. Бешкент
Боботаг (Боботог)
Кишлаки в составе Кубодиёнского бекства:
к. Туркмен (образован в 1858-1868 г.)
к. Ок (известен с 1917 г.)
к. Кур Джалол (Kur Jalol, Кӯр Ҷалол) (известен с 1878 г.) - 43 дворов
к. Чирчик (известен с 1917 г.)
к. Тулхор (известен с 1917 г.)
к. Чоршанбе (известен с 1878 г.)
к. Ходжаи Джам (Хоҷаи Ҷам, Khojai Jam) (известен с 1878 г.)
к. Чиркроук (известен с 1878 г.) - 50 дворов
к. Докуи Юнус (известен с 1878 г.) - 40 дворов
к. Хазрати Амир Ата (известен с 1878 г.) - 15 дворов
к. Огры Гузар (известен с 14.04.1912 г.)
к. Караван (известен с 14.04.1912 г.)
к. Танг (известен с 14.04.1912 г.)
к. Чармгар (известен с 1914 г.)
к. Хакка (известен с 1917 г.)
к. Лагмон (известен с 1916 г.)
к. Чашма (известен с 20.03.1917 г.) - 50 дворов
к. Чашма мазор (известен с 20.03.1917 г.)
Население
1878 | 1886 | 1908-1909 | 1914 | 1959 | 1976 | 1989 | 1999 | 2009 | 1.1.2017 | |
Количество домохозяйств | 1612 | 5000 | ||||||||
Количество населения | 15000 | 13500 | 16000 | |||||||
из них мужчин | ||||||||||
из них женщин | ||||||||||
Количество медпунктов | ||||||||||
Количество школ |
Известные уроженцы:
Исторические документы:
История бекства:
Территория нижнего течения р. Кафирниган занимает выгодное географическое положение. Хорошие плодородные почвы привлекали сюда оседлое и кочевое население.
Жители этого древнего края постоянно боролись за свою свободу и независимость. Его территория много раз подвергалась захватам чужеземцев — персов, греков, тюрков, арабов, монголов, которые порабощали местные народы, насильно включая их в состав своих государств. Долина Кафирнигана и прилегающие к ней районы в древности входили в состав Бактрии, со времени появления тохаров во II в до н. э. и до средневековья называвшейся страной тохаров - Тохаристаном. Эта территория составляла часть Ахеменидской державы, была завоевана Александром Македонским, в III-IV вв. до н.э. входила в состав государства Селевхидов, а затем Греко-Бактрийского царства; с 1 в до н.э. до III в. она входила в варварские империи кушанов, эфталитов (V-VI вв.) тюрок (VI - VII вв.). Вместе с другими областями Средней Азии была завоевана в VIII в. арабами, подчинялась в X в. Саманидам, в XI в. Газневидам, в Монгольское время разделяла судьбу южного Мавераннах-ра, входила в состав государств Тимура и Тимуридов (ХIV-ХV вв.), а затем среднеазиатских ханств, В XIX в. была центром Кабадианского беаества, подчиненного Бухаре.
Кабадианский или Кафирниганский оазис тянулся к северу на 60-65 км от поселка Кабадиан. Левобережье Кафирнигана было довольно густо заселено и представляло собой удобные для земледелия земли, орошавшиеся большим магистральным каналом, начинавшимся в 18 км к северу от Кабадиана. Канал этот был сооружен еще до образования Греко-Бактрийского царства и продолжал функционировать и в греко-бактрийское время. Головные сооружения канала охранялись специальными крепостями.
Одной из центральных областей Кушанского государства являлась Бактрия, получившая немногим позднее название Тохаристан, который делился на несколько мелких независимых государств. На юго-востоке от Чаганиана, около дельты Вахша, находилось царство Кувадиан (Кабадиан).
Сюань-Цзан отмечал, что Кабадиан являлся одним из владений Тохаристана, и дал краткое описание этого владения. Это был первый письменный. источник об этом крае. Сведения Сюань-Цзана о Средней Азии относятся к 627-644 гг. От общей характеристики Тохаристана он переходит к описанию отдельных владений, в том числе Кабадиана. Он отмечает наличие буддийских культовых сооружений, указывает размеры отдельных владений Тохаристана. Так, Кабадиан был вытянут с востока на запад на 200 ли (60-70 км) и с севера на юг на 300 ли (около 100 км).
Таким образом, название "Кабадиан" (для города и области) было известно, по сообщению Сюань-Цзана, начиная с VII в. Затем оно неоднократно упоминалось в арабоязычной и персоязычной средневековой географической и исторической литературе и продолжало существовать до 20-х годов XX в., да и в советское время еще долго название Кабадиан являлось официальным названием этого района.
На территории современного Центрального и Южного Таджикистана было несколько княжеских владений. В начале VIII в. они испытывали двойное давление: с востока нажимали тибетцы, с запада - арабы. Владетели, естественно, хотели сохранить свою независимость.
В 718 г. в Чанъань обратился младший брат тохаристанского джабгу. Он сообщил, что возглавляет царей Забунистана, Каписы, Хутталя, Кургана, Шумана, Шугнана, Эфталитов, Вахана, Джуздана, Бамиана, Кабадиана и Бадахшана, из которых двое первых имеют по 200 тыс. всадников и воинов, а остальные - по 50 тыс. Несмотря на такое большое количество войск, он слезно просил помощи против тибетцев и арабов, так что можно предположить, что на самом деле воинов было значительно меньше, чем 900 тыс. Император одобрил решение горцев воевать с тибетцами и арабами и дал их князьям пышные титулы (720г.). "Но уже в 727 г. из Забунистана пришло письмо в Чанъань. Это был буквально вопль о помощи, ибо арабы наседали. Потом все стихло".
Арабо- и персоязычные географические источники IХ-Х вв. сообщают много сведений об этом районе. Так, выясняется, что область Кабадиан по левому берегу Кафирнигана, в нижнем его течении, с главным городом того же названия в IX в. входила в состав расположенного восточнее Хутталя. Но в X в. географы указывают только путь от Саганиана (Чаганиана) до Кабадиана в 3 дня. В.В.Бартольд замечает, что, вероятно, этот путь указан через перевал Хозрати-Бова. От Термеза 2 дня пути, а "из этого видно, что он был более тесно связан с этими городами, чем с хуттальскими". Очевидно, к этому времени Кабадиан вышел из подчинения Хутталя хотя и не освободился полностью, не завоевал себе политической независимости.
О высоком уровне развития архитектуры в Кабадиане свидетельствует замечательный памятник XI-XII вв. — двойной мавзолей Ходжа Машхад, находящийся в кишлаке Саят (в 6 км к югу от районного центра Шаартуз), относящийся к памятникам саманидского зодчества.
В городе Кабадиане в семье землевладельца-дехканина родился выдающийся таджикский мыслитель, философ, писатель, поэт и путешественник Абу Муиниддин Носир ибн-Хисрав (1003-1078 гг.). Предание говорит, что он родился в квартале Ябуз, рос и воспитывался в Кабадиане.
При Махмуде (998-1030 гг.) Газневидское государство достигло наибольшего могущества. В 1017 г. при организации похода в Хорезм везир Махмуда Газневида "тайно послал человека в Хуталан, Кубадиан и Термез, чтобы приняли нужные меры, приготовили суда и собрали продовольствие в Амуре", т.е. на берегу Амударьи. Отсюда видно, что после падения династии Саманидов Кабадиан отошел не к Караханицам, а к Газневицам. Махмуд Газневид использовал лесные богатства Кабадиана для строительства военных кораблей.
При правлении Субхон-Кулихана (1680-1702 гг.) Кабадиан входил в состав государства Аштарханидов.
В ХVII в. при Аштарханидах округ Кабадиан входил в состав Балхской провинции Бухарского ханства.
Летом 1705 г. Убайдулла-хан при подготовке похода на Балх, опасаясь, что поход его могут задержать, намечал устроить свою резиденцию в Бешкенте.
В середине ХVIII в. к Хисару относились Кабадиан и часть древнего Хутталя с Курган-Тюбе.
По свидетельству Джумакула Хумули, в период правления Мухаммед Рахим-хана (1753-1758 гг.) Кабадиан входил в состав Бухарского ханства
В первой половине XIX в. Кабадиан входил в состав самостоятельного владения - Гиссара. В этот период на Гиссар часто нападали кундузские феодалы во главе с правителем Кундуза Мухаммад Мурад-беком. Они хотели подчинить своему влиянию Куляб, Курган-Тюбе и Кабадиан.
В 50-60-х гоцах XIX в. Кабадиан был самостоятельным владением с наследственными правителями во главе.
В 1866 г. гиссарский правитель Абдулкарим с большим войском вновь напал на Кабадиан. Абдулкарим "осадил Кабадиан, взял его штурмом, зарезал бека, перерезал много народу, забрал все, что только мог, а затем всех оставшихся в живых силою угнал в Гиссар и поселил там.