Деҳаи Хочилдиёри боло – Village Khochildiyori bolo
Прежнее название: правильное название "Ходжа Чилёр"
Что означает это название: Топоним «Хочилдиёри боло» означает «Верхний Хочилдиёр» и состоит из топонима «Хочилдиёр» - правильнее «Ходжа Чилёр», что означает «Святой сорока приятелей» (состоит из слов «хоҷа, хуҷа (khoja, khuja)» – святой, уважаемый, влиятельный человек, господин, хозяин, глава, «чил» - «сорок» и «ёр» - друг приятель), суффикса «и», и таджикского слова «боло» - верх верхний.
Карта местности на Google map:
География: Хочилдиёри боло расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с дехами:
Расстояние до центра джамоата 7 км
Расстояние до центра района 20 км
Расстояние до г. Душанбе_____ км
Как добраться:
Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона.
Население
1959 | 1981 | 1989 | 1999 | 2009 | 01.01.2020 | |
Количество домохозяйств | 174 | |||||
Количество населения | 1387 | |||||
из них мужчин | ||||||
из них женщин | ||||||
Количество медпунктов | ||||||
Количество школ |
Известные уроженцы:
Мирзо Ризо - один из первых комсомольцев Таджикистана
Мирзо Ризо (Из рассказов о первых комсомольцах)
Перед шеренгой молодых парней с винтовками в руках браво прохаживался командир, перетянутый новыми скрипучими ремнями портупеи. Он нервничает: сейчас будет последний смотр молодых добровольцев Ленинабада, отправляющихся для борьбы с басмаческими бандами Ибрагим-бека.
– Боец Ризо, – кричит командир, – проведите перекличку.
– Есть, провести перекличку, – звонкоголосо отвечает невысокий, черноглазый, курносый паренек в серой куртке и бархатной тюбетейке. Взяв список бойцов отряда, он начинает перекличку. В списке много знакомых фамилий учащихся музыкального техникума. Есть и друзья, с которыми пришел Мирзо в этот техникум из далекого кишлака Ходжи-Чильор.
Перекличка окончена. Звучит команда, и в гулкой тишине вечерних сумерек дружно затопали десятки ног.
– Запевала, вперед, начинай песню, – перекрывая топот, доносится голос командира.
Мирзо вскидывает вверх лохматую голову, задорно улыбается бьющему в лицо свежему ветру с Сыр-Дарьи и высоким чистым тенором начинает боевую, походную песню. Хорошо шагается под песню молодому запевале. На душе ликование и восторг – еще бы, сбылась его давняя, заветная мечта – с оружием в руках встать на защиту любимой отчизны, на защиту Советской власти.
Мирзо хорошо понимал, что значила для него и для миллионов таких, как он, Советская власть.
Сын дехканина-бедняка из глухого горного кишлака, Мирзо почти не помнил своих родителей – они умерли, когда мальчику было всего 4 года. Вместе с сестренкой он перешел жить к бабушке – байской батрачке. Солона, горька была доля батрацкая. Сухая лепешка и чай. Горсть залежалого кишмиша, чашка кислого молока, кусочек самодельной халвы – вот и все лакомства, которые изредка украшали жизнь Мирзо и Нозукой.
Когда мальчик немного подрос и смог держать тяжелый кетмень в руках, он, как и его отец, сделался батраком бая Гияса. Четыре года гнул спину Мирзо на байских полях.
Советская власть вырвала Мирзо и подобных ему из цепких лап нищеты и бесправия, сделав его человеком, хозяином своей судьбы. Она научила его грамоте, направила учиться в техникум, открыла перед ним широкие и светлые дороги в жизнь.
Вот почему с радостным волнением шел он навстречу кровопролитным боям с врагом этой власти – его врагом. Вот почему всегда впереди был он в этих боях, бесстрашием и отвагой снискав уважение боевых друзей.
Учась в техникуме, Мирзо все время мечтал о своем артистическом будущем. Но не суждено было сбыться этой мечте. Все решил один случай.
Как-то на комсомольском собрании техникума Мирзо обратил внимание на одного комсомольца, лицо которого показалось ему до странности знакомым. Мирзо напрягал память, но никак не мог вспомнить, где видел этого парня. А он вдруг поднял руку и попросил слова для выступления.
– Слово имеет Хол-Ер Шариф, – объявил председательствующий. Мирзо вздрогнул от неожиданности. Это же сын крупного кулака из их кишлака. Ризо удивился горячности и страстности, с какими говорил Хол-Ер о классовой борьбе, о подлости басмачей и кулаков. Когда кулацкий сынок окончил свою речь, Мирзо не выдержал и крикнул через весь зал:
– Ты из кишлака Ходжи-Чильор?
– Да, оттуда, – запнувшись, ответил Хол-Ер и побледнел.
– Это у твоего отца батрачила моя бабушка? Ведь он крупнейший кулак в кишлаке.
Поднялся невообразимый шум. Собрание единогласно исключило Хол-Ера Шарифа из комсомола и просило дирекцию отчислить его из техникума. Просьба комсомольцев была удовлетворена. На прощанье кулацкий сын пригрозил Мирзо:
– Ну, выродок, смотри не появляйся в нашем кишлаке, живым не уйдешь.
– Еще посмотрим, кто убегать будет, – ответил Мирзо, и бледное лицо его залилось румянцем, – а в кишлаке я обязательно появлюсь, и тогда поборемся.
Он сдержал свое обещание и вернулся в родной кишлак Ходжи-Чильор. Кишлак был большой, около 500 дворов, но отдаленный, и новые порядки прививались в нем медленно, встречая ожесточенное сопротивление кулаков, баев, мулл и их приспешников. Еще сильно было влияние мусульманской религии и антисоветски настроенного кулачества среди дехкан. Иногда в кишлак наведывались мелкие банды – остатки разгромленных басмаческих отрядов. Они находили там и хлеб, и кров.
Появление Ризо вызвало бурное волнение в кулацком омуте. Вскоре Мирзо был избран секретарем комсомольской организации, членом райкома комсомола, членом президиума сельского совета.
С приходом Мирзо для кулаков и их пособников, для любителей и ревнителей старых порядков началась тяжелая жизнь.
Как-то зимним вечером спустился с гор в кишлак небольшой басмаческий отряд. Узнав о приближении отряда, активисты попрятались. Посоветовавшись с кулаками, главарь отряда решил до ночи отдохнуть, затем незаметно подойти к кишлаку Ходжи и, внезапно напав, разгромить имеющийся там красноармейский гарнизон, захватить оружие и боеприпасы.
Посты басмачей не заметили, как под покровом сумерек проскакал на неоседланном коне какой-то парень в бархатной тюбетейке. Предупрежденные Ризо, красноармейцы первыми напали на басмачей и разгромили их наголову.
И так всегда, какую каверзу против советской власти не затевали бы кулаки, их своевременно обезвреживали, так как органы советской власти всегда заранее были осведомлены о готовящейся провокации.
Вскоре все в кишлаке знали, что главным информатором Советов является секретарь комсомольской организации Мирзо Ризо.
Когда Мирзо выдвинули секретарем сельского совета, он удвоил свои усилия в борьбе с кулачеством. Это была тяжелая борьба.
Кулаки всячески саботировали работу вновь созданного колхоза «Инкилоби сурх», уговаривали колхозников, чтобы они не соглашались переселяться с гор в долину на хлопковые плантации, саботировали все мероприятия советской власти. Зажиточные дехкане прятали хлеб в ямах, угоняли в горы скот, не пускали детей, особенно девочек, в школу, запугивали и избивали женщин, пытавшихся выйти из повиновения шариату.
Классовая борьба принимала самые острые формы. Кулаки и муллы не останавливались ни перед чем, включая террор. Не раз открыто угрожали они и молодому секретарю сельского совета.
– Ты как шайтан, всегда приносишь человеку зло. То налог, то заем, то девочек в школу, – зло сверля глазами вошедших, сказал кулак Шариф Одина в ответ на приветствие Мирзо, который пришел к нему вместе с председателем сельсовета Расуловым и агентом по заготовкам.
Шариф сидел на одеялах, брошенных поверх ковра, и пил чай. Он не приподнялся навстречу вошедшим, показывая этим полное пренебрежение к ним. Маленький, рыжеволосый, с рыжей козлиной бородкой, тихим вкрадчивым голосом и бегающими глазками, он напоминал рысь, готовящуюся к прыжку.
Сделав вид, что не заметил пренебрежительного тона хозяина, Мирзо спросил:
– Вы почему саботируете выполнение мясопоставок?
– Откуда у меня мясо, – заскрипел надтреснутым голосом хозяин. – Сколько лет существует уже ваша советская власть, и каждый год все давай и давай ей мясо. Вот и отдал все. У меня во дворе кроме двух собак ничего живого не осталось. Если уж нужда такая приспичила, берите их, – и самодовольно захохотал, взвизгивая и брызжа слюной.
– Смеешься, паразит, – вскипел Мирзо, отмахнувшись от державшего его за рукав Расулова. – Вставай, пойдем, я покажу еще кое-что кроме двух собак. Ну вставай, вставай, пойдем в горы, ты же там прячешь свой скот.
Два часа вел их Мирзо по горным тропинкам и привел в глубокое, глухое ущелье, где паслось большое стадо скота – 20 коз, 15 овец, 4 коровы...
– Чей скот?.. – спросил Расулов у пастуха, одетого в лохмотья.
– Его, – ответил перепуганный пастух и указал на Шарифа Одина.
Когда скот Шарифа пригнали в село, собралась большая толпа дехкан. Впереди стояла кучка кулаков. Нор Шариф и его приятель Ашур Соли – сын раскулаченного бая, размахивая палками, кинулись к Мирзо.
– Убью, собака, – захрипел сизый от бешенства Нор и замахнулся палкой. В руках Расулова блеснул вороненый ствол нагана, щелкнул взведенный курок. Нор отскочил в сторону и, потрясая палкой, прокричал:
– Ну погоди, мы еще с и тобой поквитаемся.
По дороге в сельсовет Расулов сказал Мирзо:
– Зачем ты так хорохоришься, на рожон лезешь.
– А что мне бояться их? – искренне удивился Ризо. – Они кто? – Никто, а мы – советская власть, народная власть, за нашей спиной в весь народ. Вот пусть они и пугаются нас, а не мы их.
А в это время на площади, откуда только что уехал Ризо и его спутники, кулаки, сгрудившись в кучу, поносили последними словами Мирзо. В припадке бешеной злобы Ашур Соли обвел всех мутными глазами и прохрипел:
– Нам на земле двоим тесно. Клянусь. Либо я, либa он.
Нор Шариф обнял Ашура, прошептав:
– Ты сказал мои слова, брат.
Несколько дней спустя, Мирзо разыскал у муллы Мухаммеда огромную яму, в которой было закопано 2.000 пудов зерна. При активном участии Мирзо органы советской власти разоблачили пробравшегося к руководству колхозом кулака Абдурахмана, который разбазаривал колхозную собственность, умышленно подрывал экономическую мощь колхоза. Его судили и выслали. Брат его – учитель Раджаб Гани был по предложению Ризо исключен из комсомола и по решению комсомольского собрания отстранен от работы учителя.
...Когда Мирзо узнал о готовящейся свадьбе комсомольца Ашура Гафара и двенадцатилетней девочки, он вызвал Ашура в сельский совет и в категорической форме предложил прекратить всякие приготовления к свадьбе.
– Как же это ты, – говорил он Ашуру. – Комсомольский билет носишь, считаешься другом советской власти, а на деле копаешь яму этой власти, подрываешь советские законы?
Ашур молчал, зная по опыту, что спорить с Мирзо на эту тему бесполезно.
– Что же ты молчишь? – наступал на него Мирзо. – Решай за кого ты. Если за шариат – клади на стол комсомольский билет и уходи, а если ты комсомолец – по боку шариат, а с ним вместе и готовящуюся свадьбу.
Свадьба не состоялась, но обиженный жених вместе с группой недовольных учителей – детей мулл и баев засыпали органы госбезопасности, районные и республиканские газеты клеветническими заявлениями на Ризо. Некоторые грязные, клеветнические заметки просочились на страницы газет, нашлись легковеры и в органах безопасности. По ложному обвинению Мирзо был арестован и полгода просидел в тюрьме, ожидая конца следствия. Когда он вышел из тюрьмы, на него набросилась ватага кулацких сынков и зверски избила.
Но комсомолец Мирзо Ризо был не из тех, кто пасовал перед клеветой, боялся травли, пугался угроз. Это был настоящий солдат революции, один из многих бойцов поколения Павки Корчагина. Человек с большой буквы, презирающий страх и смерть, готовый на все во имя торжества великого дела коммунизма.
Вот почему партийная организация рекомендовала именно его председателем колхоза «Инкилоби сурх», а колхозники с радостью приняли это предложение.
Мирзо весь отдался новой работе. Только поздно ночью возвращался он домой, садился на домотканный палас у сандала, зажигал маленький фонарь и, устало прислонившись к стене, обтянутой циновками, читал газеты, книги. Засиживался до рассвета, читая до головной боли. Иногда так и засыпал с книгой или газетой на коленях...
28 мая 1935 года в сельском совете проходило совещание партийно-хозяйственного актива, посвященное подписке на заем и ходу обработки хлопчатника. На совещании говорили, что колхоз «Инкилоби сурх» серьезно отстает с обработкой хлопчатника.
– Надо, товарищ Ризо, – говорил представитель райкома партии, – вывести из под влияния кулаков дехкан, живущих в горном кишлаке, уговорить их спуститься в долину и за счет этого увеличить количество рабочих рук в колхозе.
Вечером, сразу же после совещания, Мирзо, несмотря на уговоры Расулова дождаться утра, выехал в кишлак Ходжи-Чильор. В кишлак приехал поздно, но собрания на завтра откладывать не стал. Поручив комсомольцам собрать народ, проехал к бабушке, посидел у нее, поговорил со старухой, заменившей ему мать, попросил приготовить ужин и ушел в мечеть, где собиралось собрание.
В комнате, где собрались дехкане, было темно и душно. Маленький фонарь едва освещал угол, где сидел Мирзо, остальная часть комнаты скрывалась в полумраке. Ризо долго и внимательно вглядывался в лица собравшихся, но не заметил ни одного кулака. Это удивило его. Впервые они отказались открыто выступить против.
Собрание затянулось. Наслушавшись кулацких разговоров, дехкане недоброжелательно восприняли предложение о переселении в долину. Мирзо долго и горячо убеждал их и убедил.
От мечети, где проходило собрание, до бабушкиного дома было не более двухсот метров. Мирзо не спеша шел узкой неровной тропкой, слушая журчание быстрого арыка, сонный лепет травы, шелест листьев урюка, тутовника, чинара, росших вдоль тропы. Тропинка пересекала глубокий овраг. На месте пересечения возвышалось несколько гранитных глыб. За ними и притаились враги. Когда комсомолец спустился на дно оврага, они накинулись на него, сбили с ног, зажали рот и стали душить. Мирзо бился в их руках, нанося удары руками и ногами, но силы были слишком не равны, дважды приглушенно вскрикнув, он затих.
– Все, – выдохнул Шариф Одина. — Слава аллаху, помог нам справиться с этим врагом. Кивнув на мертвое тело, приказал Ашуру Соли: – Живо несите.
Тело Ризо завернули в халат и отнесли в сад Ашура, где на рисовом поле была заранее вырыта могила. Когда могилу зарыли, поле залили водой.
Но темная ночь не помогла скрыться подлым убийцам. Народ нашел их и справедливо покарал...
* * *
Прошли годы. Многое изменилось в жизни колхоза, носившего имя комсомольца Мирзо Ризо. Но благодарный народ свято хранит память о герое-комсомольце, отдавшем свою молодую жизнь за Советскую власть.
Скоро у шоссе Сталинабад – Регар, возле огромного чинара, за которым начинается дорога в кишлак, где родился и погиб Ризо, будет установлен памятник герою. Скульптор навечно запечатлел в металле дорогие нашему сердцу черты лица бессмертного Мирзо.
Пусть стоит он у всех на виду, подставив непокорную, вихрастую голову горячим лучам таджикского солнца и прохладному ветру с гор. Каждый, проходя мимо памятника, пусть с благоговением вспомнит о тысячах безымянных героев, павших в героической борьбе за родную, нашу Советскую власть.
Комсомолец Таджикистана. 1956. 26 октября.
Достопримечательности:
Исторические документы: