Понедельник 07.10.2024 20:04 |
Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всё о Таджикистане (или почти всё...)Деха Мазори ШарифДеҳаи Мазори Шариф – Village Mazori Sharif
Дата образования: известен с 866 года Описан 20.01.1876 г. "Арендаренко Г. Возмущение в Матче и действия против неприятеля Самаркандского отряда; Зимняя экспедиция генерал-майора Абрамова в верховья Зеравшана; Из Самарканда / Туркестанские ведомости 1876, №3, 15; 1878, №10" Что означает это название: Топоним «Мазори шариф», означает "Святая гробница" и состоит из арабского слова «Мазор» - могила; могила святого; гробница, кладбище. Термин получил широкое распространение в топонимии мусульманских стран и областей. В истоке - арабское: «мазар» - "могила святого". Восходит к имени места от глагола «зара» - "посещать", "навещать", "делать визит" и приставки «ма-«, суффикса "и", арабского слова «шариф» - 1. знатный, благородный (по происхождению); 2. честный, благородный, порядочный; 3. святой, священный; почитаемый Карта местности на Google map:
География: Мазори Шариф расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с (дехами, городами):____________ Расстояние до центра джамоата 8 км Расстояние до центра района 33 км Расстояние до центра области г. Худжанд _____ км Расстояние до г. Душанбе_____ км Как добраться: Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона. Население
Известные уроженцы: Мухаммад Башоро (XI - ХIV вв.) Лоик Шерали (20 мая 1941 - 30 июня 2000 г.) - таджикский поэт
Достопримечательности: Мавзолей Мухаммада Башоро (XI-ХI V Вв.) В живописном горном селении Мазори Шариф, среди арчовых рощ, находится мавзолей Мухаммада Башоро - знатока хадисов (сказания о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников). Первоначально здание было построено без портала. Он был пристроен в XIV веке. Причем, отличался особой красотой: изящный и благородный по пропорциям, декорированный резной терракотой уникальной красоты и сложности. Портал двухцветный – розовые узоры терракоты обрамляет двойная рамка из бирюзовых глазурованных кирпичей – и имеет точную датировку, сохранившуюся среди надписей (743 год Хиджры, что соответствует 1342-1343 годам).
В центре здания размещается просторный купольный зал, слева и справа от которого расположен ряд сводчатых помещений. Главный фасад мавзолея обращён к горной речке, откуда к нему ведёт единственная дорога. В центре зала возвышается глинянный михраб с изящными орнаментальными и каллиграфическими надписями. Наличие михраба (ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу – главную святыню ислама), указывает на то, что, возможно, здание сначала не было мавзолеем, а просто мечетью. И это не единственная загадка мавзолея Мухаммада Башоро. До сих пор не доказано действительно ли здесь захоронен прах этого религиозного деятеля. Мавзолей Мухаммада Башоро, знатока хадисов (повествований о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников) в первый период ислама, – один из памятников эпохи расцвета центральноазиатского зодчества. Он расположен среди абрикосовых садов и арчёвых деревьев и был возведён в XI–XII веках как здание, сочетающее в себе функции мавзолея и мечети поминального характера. Здание состоит из просторного центрального купольного зала, слева и справа от которого расположен ряд сводчатых помещений. Главный фасад мавзолея обращён к горной речке, откуда к нему ведёт единственная дорога.(www.tdc.tj) Первоначально мавзолей был построен без портала. В XIV веке был пристроен портал, декорированный резной терракотой (вырезана на сырой глине, обожжена и собрана на портале) уникальной красоты и сложности. Такая техника требовала высокого профессионализма, безупречности вкуса и точности сборки. Портал двухцветный – розовые узоры терракоты обрамляет двойная рамка из бирюзовых глазурованных кирпичей – и имеет точную датировку, сохранившуюся среди надписей (743 год Хиджры, что соответствует 1342-1343 годам). Декоративное убранство портала – шедевр средневекового таджикского искусства, одно из первых выдающихся произведений народных мастеров-декораторов после монгольского завоевания. В центральном зале мавзолея имеется глиняный михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу – главную святыню ислама) большой художественной ценности, с изящными орнаментальными и каллиграфическими надписями.(www.tdc.tj) Не меньший интерес представляют ступенчатые надгробья мавзолея, украшенные резной поливной терракотой. В архитектуре мавзолея немало загадок, и он может преподнести ещё новые открытия. В первую очередь необходимо определить, действительно ли здесь был захоронен Мухаммад Башоро, умерший в 866 году. Если это так, то на месте его могилы мог существовать и более древний, возможно, сырцовый, не сохранившийся до нашего времени, мавзолей.(www.tdc.tj) Есть мнение, что вначале здание было не мавзолеем, а мечетью – об этом говорит обычная для такого рода сооружений ориентация на юго-запад михраба. Потом, когда, вероятно, в мечети кого-то похоронили (но не Мухаммада Башоро, который умер позже), её перестали использовать по назначению и пристроили к ней одно, а затем и второе помещение для небольших мечетей. Именно к этому зданию в начале XIV века и был приспособлен новый портал, изменив положение входа.(www.tdc.tj)
Неизвестно также, для каких целей использовались многочисленные сводчатые коридоры, расположенные в толще стены, примыкающей к холму и уходящей в склон. Они имеют небольшую высоту и лишены света. Существует предположение, что они использовались в качестве чиллахоны (помещение для сорокадневного поста и молитв). А возможно, что предназначались для предотвращения отсырения стен в наиболее уязвимой части сооружения. Ответы на эти вопросы можно получить после более глубокого научного изучения этого, несомненно, значительного памятника таджикской архитектуры. Исторические документы:
1905 г. - Российская империя, Туркестанский край, Самаркандская область, Самаркандский уезд, Пенджикентский участок, Кштутская волость, Мазари Шарифское сельское общество, деха Мазори Шариф * Гусаръ = Гусар (Ghusar), Маргидаръ = Маргедар (Marghedar), Зауранъ = Заврон, Агилякъ = Огилак (Oghilak)
Письменные памятники Востока, ежегодник за 1974 год.
|
Copyright OOO "BOOM" © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz |