Понедельник
07.10.2024
20:04
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 460
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

Всё о Таджикистане (или почти всё...)

Деха Мазори Шариф

Деҳаи Мазори Шариф – Village Mazori Sharif

 

Дата образования: известен с 866 года

Описан 20.01.1876 г. "Арендаренко Г. Возмущение в Матче и действия против неприятеля Самаркандского отряда; Зимняя экспедиция генерал-майора Абрамова в верховья Зеравшана; Из Самарканда / Туркестанские ведомости 1876, №3, 15; 1878, №10" 

Что означает это название: Топоним «Мазори шариф», означает "Святая гробница" и состоит из  арабского слова «Мазор» - могила; могила святого; гробница, кладбище. Термин получил широкое распространение в топонимии мусульманских стран и областей. В истоке - арабское: «мазар» - "могила святого". Восходит к имени места от глагола «зара» - "посещать", "навещать", "делать визит" и приставки «ма-«, суффикса  "и", арабского слова «шариф» - 1. знатный, благородный (по происхождению); 2. честный, благородный, порядочный; 3. святой, священный; почитаемый

Карта местности на Google map:

География: Мазори Шариф расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с (дехами, городами):____________

Расстояние до центра джамоата 8 км

Расстояние до центра района 33 км

Расстояние до центра области г. Худжанд    _____ км

Расстояние до г. Душанбе_____ км

Как добраться:

Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона.

Население

  1905 1959 1979 1989 1999 2009 1.1.2017
Количество домохозяйств 130            
Количество населения             1474
из них мужчин 375            
из них женщин 238            
Количество медпунктов              
Количество школ 3            

Известные уроженцы:

Мухаммад Башоро (XI - ХIV вв.)

Лоик Шерали (20 мая 1941 - 30 июня  2000 г.) - таджикский поэт 

Достопримечательности:

Мавзолей Мухаммада Башоро (XI-ХI V Вв.)

В живописном горном селении Мазори Шариф, среди арчовых рощ, находится мавзолей Мухаммада Башоро - знатока хадисов (сказания о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников). Первоначально здание было построено без портала. Он был пристроен в XIV веке. Причем, отличался особой красотой: изящный и благородный по пропорциям, декорированный резной терракотой уникальной красоты и сложности. Портал двухцветный – розовые узоры терракоты обрамляет двойная рамка из бирюзовых глазурованных кирпичей – и имеет точную датировку, сохранившуюся среди надписей (743 год Хиджры, что соответствует 1342-1343 годам).

В центре здания размещается просторный купольный зал, слева и справа от которого расположен ряд сводчатых помещений. Главный фасад мавзолея обращён к горной речке, откуда к нему ведёт единственная дорога.

В центре зала возвышается глинянный михраб с изящными орнаментальными и каллиграфическими надписями.

Наличие михраба (ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу – главную святыню ислама), указывает на то, что, возможно, здание сначала не было мавзолеем, а просто мечетью. И это не единственная загадка мавзолея Мухаммада Башоро. До сих пор не доказано действительно ли здесь захоронен прах этого религиозного деятеля.

- See more at: http://www.country.alltravels.com.ua/ru/Tadjikistan/penjikent/sight/mavzol_muhamed/#sthash.RSNpGEVx.dpuf 

Мавзолей Мухаммада Башоро, знатока хадисов (повествований о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников) в первый период ислама, – один из памятников эпохи расцвета центральноазиатского зодчества. Он расположен среди абрикосовых садов и арчёвых деревьев и был возведён в XI–XII веках как здание, сочетающее в себе функции мавзолея и мечети поминального характера. Здание состоит из просторного центрального купольного зала, слева и справа от которого расположен ряд сводчатых помещений. Главный фасад мавзолея обращён к горной речке, откуда к нему ведёт единственная дорога.(www.tdc.tj)

Первоначально мавзолей был построен без портала. В XIV веке был пристроен портал, декорированный резной терракотой (вырезана на сырой глине, обожжена и собрана на портале) уникальной красоты и сложности. Такая техника требовала высокого профессионализма, безупречности вкуса и точности сборки. Портал двухцветный – розовые узоры терракоты обрамляет двойная рамка из бирюзовых глазурованных кирпичей – и имеет точную датировку, сохранившуюся среди надписей (743 год Хиджры, что соответствует 1342-1343 годам). Декоративное убранство портала – шедевр средневекового таджикского искусства, одно из первых выдающихся произведений народных мастеров-декораторов после монгольского завоевания.

В центральном зале мавзолея имеется глиняный михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу – главную святыню ислама) большой художественной ценности, с изящными орнаментальными и каллиграфическими надписями.(www.tdc.tj) Не меньший интерес представляют ступенчатые надгробья мавзолея, украшенные резной поливной терракотой.

В архитектуре мавзолея немало загадок, и он может преподнести ещё новые открытия. В первую очередь необходимо определить, действительно ли здесь был захоронен Мухаммад Башоро, умерший в 866 году. Если это так, то на месте его могилы мог существовать и более древний, возможно, сырцовый, не сохранившийся до нашего времени, мавзолей.(www.tdc.tj)

Есть мнение, что вначале здание было не мавзолеем, а мечетью – об этом говорит обычная для такого рода сооружений ориентация на юго-запад михраба. Потом, когда, вероятно, в мечети кого-то похоронили (но не Мухаммада Башоро, который умер позже), её перестали использовать по назначению и пристроили к ней одно, а затем и второе помещение для небольших мечетей. Именно к этому зданию в начале XIV века и был приспособлен новый портал, изменив положение входа.(www.tdc.tj)

 

Неизвестно также, для каких целей использовались многочисленные сводчатые коридоры, расположенные в толще стены, примыкающей к холму и уходящей в склон. Они имеют небольшую высоту и лишены света. Существует предположение, что они использовались в качестве чиллахоны (помещение для сорокадневного поста и молитв). А возможно, что предназначались для предотвращения отсырения стен в наиболее уязвимой части сооружения. Ответы на эти вопросы можно получить после более глубокого научного изучения этого, несомненно, значительного памятника таджикской архитектуры.

Исторические документы:

1905 г. - Российская империя, Туркестанский край, Самаркандская область, Самаркандский уезд, Пенджикентский участок, Кштутская волость, Мазари Шарифское сельское общество, деха Мазори Шариф

* Гусаръ = Гусар (Ghusar), Маргидаръ = Маргедар (Marghedar), Зауранъ = Заврон, Агилякъ = Огилак (Oghilak)

Письменные памятники Востока, ежегодник за 1974 год.