Деҳаи Мазори Ҳазрати Султон – Village Mazori Hazrati Sulton
Дата образования:
Что означает это название: Топоним «Мазори Хазрати Султон», означает "Гробница святого Султана" и состоит из арабского слова: «Мазор» - могила; могила святого; гробница, кладбище. Термин получил широкое распространение в топонимии мусульманских стран и областей. В истоке - арабское: «мазар» - "могила святого". Восходит к имени места от глагола «зара» - "посещать", "навещать", "делать визит" и приставки «ма-«, суффикса "и", арабского слова «Хазрат» - 1. светлость, величество (титул монархов, высокопоставленных лиц); 2. религизное: его (ваше) святейшество (титул пророков и святых); 3. господин; почтеннейший и арабского слова «Султон» - султан.
Карта местности на Google map:
География: Мазори Хазрати Султон расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с дехами: Расстояние до центра джамоата 17 км Расстояние до центра района 20 км Расстояние до центра области г. Кургонтеппа ____ км Расстояние до г. Душанбе_____ км |
Как добраться:
Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона.
Население
1959 | 1976 | 1989 | 1999 | 2009 | 1.1.2017 | |
Количество домохозяйств | ||||||
Количество населения | 718 | |||||
из них мужчин | ||||||
из них женщин | ||||||
Количество медпунктов | ||||||
Количество школ |
Известные уроженцы:
Достопримечательности:
Мазар Хазрати Султон Увайси Карани
А.К. Алексеев
МАЗАР УВАЙСА АЛ-КАРАНИ В ХОВАЛИНГЕ
Посещение мазаров (араб. «место паломничества») представляет собой одну из наиболее важных повседневных религиозных практик населения различных областей мусульманского мира. Особое значение эти практики, смешавшись с доисламскими представлениями, стали играть в Центральной Азии. Помимо религиозного значения, мазары имели еще важную градообразующую функцию, ярким проявлением которой стала знаменитая могила имама Мухаммада ар-Ризы (ум. 818 г.) (Харам-и Му-таххар или Кудс-и Ризави), превратившая возникшее около нее поселение Мешхед (Иран) в один из крупнейших городов историко-культурной области Хорасан. Существует некоторое число подобных примеров на более мелком локальном уровне, одним из них является мазар Увайса ал-Карани в Ховалинге (Таджикистан). Мы осмотрели данный мазар в ходе летнего полевого сезона Центральноазиатской этнографической экспедиции МАЭ РАН 2013 г.
Для любого мусульманина, особенно знакомого с историей ислама, историчность фигуры Увайса ал-Карани не вызывает сомнений. Ему посвящены многочисленные книги и художественные фильмы. Суфийская традиция увайси также получила свое название по его имени [Хисматулин 1999: 50]. Считается, что этот мусульманский вали (араб. «наиболее близко стоящий к Богу») принадлежал к таби'инам (второму поколению сподвижников Мухаммада) Йемена и прославился особым благочестием и уважительным отношением к пророку Мухаммаду Биография и сказания, связанные с личностью Увайса, приведены в известном биографическом сочинении Фарид ад-Дина ʻАттара Тазкират ал-авлийа [ʻАттар 2009: 17-25]. Согласно этим преданиям, Увайс вел аскетический образ жизни, пас верблюдов, а полученное вознаграждение тратил на содержание своей немощной матери. Якобы именно это обстоятельство мешало ему оставить Йемен и отправиться к Мухаммаду. Упоминание о верблюдах не случайно и связано с последующим формированием культа Увайса в Центральной Азии, где он включает явные локальные доисламские элементы. Мазары, посвященные Увайсу (которого местные мусульмане также называют Султан-Вайс, Вайс-бобо, Султан-бобо), расположены в нескольких историко-культурных субрегионах, находящихся на стыке кочевой и оседлой культур (например, в Хорезме), но всех их объединяет культ почитания воды, к которому присоединяются и доисламские верования, как местные зороастрийские, так и аравийские, восходящие к религиозным представлениям древних земледельцев и скотоводов. Скотоводческий элемент выражается в особом почитании верблюда как священного животного. Согласно народному преданию, имеющему хождение среди жителей Ховалинга, местность, где якобы пас своих верблюдов Увайс после того, как переселился в эту область, стала называться Кўли Уштурчаро (тадж. «озеро, [где] пасутся верблюды») [Махсуми, ибни Муҳам-мадалӣ б/г: 20].
Согласно преданию, возникновение мазара Увайса в Хова-линге связано с его завещанием, по которому вали попросил своих последователей положить гроб с его телом на белого верблюда и похоронить его там, где верблюд остановится на отдых.
Верблюд несколько раз останавливался, чтобы отдохнуть и испить воды, но как только муриды хотели снять тело вали и предать его земле, верблюд снова поднимался и отправлялся в путь. Все эти промежуточные стоянки стали мазарами-кадамгахами («местам паломничества в виде отпечатка ноги») Увайса. Таким образом, караван проделал путь из Йемена до Хатлона. В Ховалинге верблюд сделал окончательную остановку, на том месте и возник мазар [Там же: 23-24].
Паломники также считают, что мазары Увайса обладают и целительными функциями [Снесарев 1969]. Можно предполагать, что последнее обстоятельство связано с водой, тесно вошедшей в обрядность и идеологию святых мест. В данном случае вода как целительный элемент сочетается со святостью вали (баракат) и избавляет страждущих от недуга. Вода сама по себе составляет важный элемент верований, связанных с почитанием первоэлементов (араб. 'ансар, мн. ч. 'анасир). Для аграрных районов вода имеет принципиальное значение и до недавнего времени на ряде мазаров, связанных с водой, в процессе исполнения весенних обрядов говорили: «Сув булсин» (узб. «пусть будет вода») [Абашин 2008: 16].
С именем Увайса связывают особое кушанье, которое таджики называют кочй. Согласно преданию, узнав, что Мухаммад потерял зуб в битве при Ухуде, Увайс выбил себе все зубы, ибо не знал, какого именно зуба лишился Посланник. После этого он не мог есть твердую пищу и стал готовить себе кочй. В кипяченую воду насыпают муку и семь раз добавляют воду, сопровождая эти действия специальной молитвой (ду'а), также именуемой кочй. К настоящему времени обычай готовить данное блюдо во время зийарата («паломничества») уже практически утрачен [Махсуми, ибни Муҳаммадалӣ б/г: 22].
Каждый из мазаров Увайса считается его могилой, но, скорее всего, он вряд ли покидал пределы Аравии. Согласно версии, рассказанной нам одним из мутавалли («настоятелем») хова-лингского мазара, Увайс прибыл в эту область вместе с матерью. Культ Увайса связан с какими-то отголосками переселения в Среднюю Азию южно-аравийских племен в ходе газавата и распространения ислама. Г.П. Снесарев, произведший подробный анализ всей информации, имеющейся относительно святых объектов, связанных с Увайсом ал-Карани в Хорезме, считал, что культ Увайса начинает формироваться одновременно с культом Кусама б. ʻАббаса и мазаром Шах-и Зинда в Самарканде, т.е. около VIII в.
Мазар в Ховалинге представляет собой большой комплекс, состоящий из нескольких элементов: гробница вали, в которой мутавалли (обычно 3-4 человека) за пожертвование (20-40 сомони) проводят обряд ду'а, парк с организованными стоянками, гостиницы и столовая для паломников, а также базар. Главными объектами паломничества являются пять источников: Чашмаи магфират — источник прощения и отпущения грехов; Чашмаи рахмат — источник [Божьей] милости; Чашмаи мурод — источник молитвы об исполнении желаний; Чашмаи хикмат — источник мудрости (девиз источника: «О Боже, наполни грудь мою радостью»); Чашмаи шифо — источник исцеления (девиз источника: «О Боже, исцели все наши боли»).
Правила посещения данного мазара выработаны в соответствии с идеями борьбы с так называемыми «порицаемыми нововведениями» (бид'ат): не поощряются повязывание латта («во-тивный лоскут материи»), целование и прикосновение к гробнице и т.д. Женщинам запрещено проходить внутрь гробницы, но они могут пить воду из источников.
Библиография
Абашин С.Н. Мазар Бобои-об: о типичности и нетипичности святых мест Средней Азии // Рахмат-наме: Сб. статей в честь 70-летия Р.Р.Рахимова. СПб., 2008.
Махсуми С, Хоцй Мухаммад ибни Мухаммадалй. Мазори Ҳазрати Султон Увайси Қаранӣ дар Ховалинг. Б/м, б/г.
Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969.
Фарид ад-Дин 'Аттар Нишапури. Тазкират ал-авлийа / Барраси тасхих-и матн, таузихат ва фахарис д-р Мухаммад Истиʻлами. Тегеран, 1388/2009.
Хисматулин А.А. Суфизм. СПб., 1999.
Исторические документы: