Граф Бобринской и макшеватская пещера
Граф Бобринской и Богоявленский не написали ни одной строки о своем трудном восхождении к Макшеватской пещере и о своем в не меньшей степени нелегком труде в самом «подземелье». Их общий труд был «суммирован» в публикации профессора Зо-графа, однако если иногда Зограф ссылается на Богоявленского, то ссылок на графа нет. Ни в одной из своих работ граф Бобринской не упоминает Макшеватскую пещеру, даже в тех отрывках, где он пишет о мазарах, пещерах, о святых местах и связанных с ними суевериях. Во всех других главах его книги «Горцы верховьев Пянджа» много упоминаний о Зарафшанской долине, ссылок на нее, автор приводит сравнения с ней, но даже не упоминает о Макшевате. Создается впечатление, что эта тема была им табуирована для себя самого, что он не хотел вспоминать о ней.
Граф Бобринской с детства был воспитан в православной среде, он был хорошо знаком и со староверческой духовной культурой. И как глубоко верующий человек имел свои внутренние этические критерии и рамки, которые не должен был перешагивать. Я предполагаю, что, согласившись на исследование пещеры, он не имел ясного представления о том, что конкретно предстоит совершать в Макшевате. Из всего написанного им вытекает, что он не только хорошо знал мировые религии и всевозможные верования, но относился с глубочайшим уважением к духовно-религиозным чувствам людей независимо от их вероисповедания, уровня развития, предмета поклонения. В Макшевате свершилось то, чего он хотел меньше всего: произошло грубое вторжение в духовный мир незнакомых ему людей, в мир далекой от него культуры. Ему и его спутникам это вторжение было разрешено лишь потому, что территория эта была завоевана. Они пришли в пещеру с военным офицером, начали искать черепа и другие человеческие останки — по сути, проявили насилие над чувствами наблюдавших за ними проводников. Несмотря на то что лично Бобринской этим, возможно, и не занимался, такая картина, думаю, его очень огорчила, и как совестливый человек он запомнил ее на всю жизнь. Двадцать лет спустя предметом исследования графа Бобринского станут русские надгробные памятники, он будет уделять много внимания изучению этой темы, проводить много времени в местах древних захоронений… Мне представляется, что одинокая истлевшая фигура в Макшеватской пещере не раз будет напоминать ему о себе.
Из последующих периодов жизни графа мы знаем, что он был очень скромным человеком. Что бы доброго и полезного он ни делал в жизни, он делал это незаметно и без шума. Во всякой работе он ценил сам процесс достижения цели. Сословность для него существовала как часть системы, в повседневном же общении он относился к людям одинаково ровно, легко сближался с самыми простыми людьми. Свидетельство этому мы можем найти в эпизоде, который приводит А. А. Семенов71. Будучи участником следующей — 1898 г. — экспедиции, он поражается выносливости местных ходоков и приводит в пример жителя Зарафшанских гор: «Когда мы были на берегах озера Искандер-Куля, к нам явился вечером туземец из кишлака Якка-Хона по имени Соле, старый знакомый гр. Бобринского по прежней (в 1895 году) поездке на Памиры. Как оказалось, он в этот же день проделал долгий утомительный горный путь пешком, пройдя в этот день верст 8072 и на пути перевалив в долину р. Пасруд через трудно проходимый перевал Барщевского73 <…> На перевале Соле только раз и отдохнул за все время пути»74.
Значит, граф в 1895 г. не просто «галопом» пронесся по За-рафшану, он успел приглядеться к кишлакам Зарафшанской долины и завел добрых знакомых, один из которых, три года спустя узнав каким-то чудесным образом о его приезде, прошел более 85 километров, чтобы увидеться с ним. Однако следует констатировать, что встреча эта примечательна своей интригой. Ходок поразил А. А. Семенова тем, что за один день преодолел такое значительное расстояние, к тому же по горному пути, по крутым подъемам и спускам. Но Семенов ни слова не сказал о причине прихода Соле, ведь надо было иметь весьма серьезные основания, чтобы пройти не менее 14–15 часов, да и обратный путь, не менее сложный и длинный. Становится очевидным, что встреча была назначена графом, при этом очень заблаговременно. Видимо, когда экспедиция проходила мимо кишлака Якка-Хона75, граф встретился с Соле и о чем-то попросил его. Или же Соле отсутствовал, и в кишлаке его родным передали, чтобы он добрался до Искандеркуля, где мог бы пересечься с караваном экспедиции. Граф, человек весьма деликатный, по природе своей не любил командовать другими, просить кого-то о чем-то: значит, некое чрезвычайно важное дело заставило его вызвать Соле в Искандеркуль. Почему встретились в Искандеркуле? Могли встретиться раньше, к примеру в окрестностях Кули-Калонской котловины. У графа было серьезное дело в районе Искандеркуля, которое могло быть связанно с предыдущей поездкой? А что важное здесь происходило в 1895 г.? Только посещение Макшеватской пещеры, откуда забрали черепа. Вспомним, при этом Барщевский успокоил проводников (одним из них, видимо, был Соле), что это останки «слуг» Ходжи Исхака, и таджики не «особенно протестовали против похищения этих черепов». Значит, в какой-то форме они выразили свое недовольство, да и Барщевский квалифицировал тогдашнее действие как похищение.
Семенов представил Соле как старого знакомого «гр. Бобрин-ского по прежней (в 1895 году) поездке на Памиры». Исходя из свидетельства ученого, становится очевидным, что Соле три года назад сопровождал графа до Памира. Вероятнее всего, во время поездки у них состоялся разговор на эту тему, и граф обещал после исследования вернуть черепа на место. И теперь он привез их обратно и мог просить Соле, которому доверял, об одном: вернуть черепа, взятые три года назад, обратно в пещеру, положить их на место, сделать это тихо и незаметно. О графе Бобринском в опубликованных путевых записках не сказано ничего, как будто его и не было в экспедиции. А о подобном сокровенном деле тем более не напишут. Но объяснить произошедшее можно только тем, что это была его просьба. Подобное было характерно для графа. Сорок лет спустя крестьяне Южного Тироля положат на его могилу венок с надписью «Тайному Благотворителю от благодарных жителей»76.
Все вышесказанное — только мое предположение, ничем иным не подтвержденное. Я высказал его по одной причине: для графа Бобринского были очень важны этические критерии и границы, которые он ставил перед собой согласно своей совести, придерживаясь их в повседневной жизни и не желая ни при каких обстоятельствах их перешагивать. Мне представляется, что история с черепами для графа была из того разряда, когда он перешагнул через барьеры, им же начерченные, и надо было вернуться в свои этические рамки, что он и сделал. Он был совестливым и молчаливым человеком, не говорящим по нравственным соображениям о своих добрых делах, о которых нам мало что известно77. И все же: в 1911 г. он передал свой московский родовой дом Пятой мужской гимназии, а через пять лет, в 1916 г., пожертвовал родовое имение в Бобриках земству для устройства там школ по лесничеству и земледелию, чтобы крестьянские дети могли учиться хозяйствовать на земле. И точно так же в итальянском Тироле дом, в котором завершится жизнь графа Алексея Бобринского в 1938 г. и жизнь его вдовы, графини Марии Дмитриевны, в 1957 г., по их обоюдной воле будет завещан бездомным. В нем и поныне существует приют для бездомных…
Других печатных свидетельств об обстоятельствах экспедиции 1895 г. мы не обнаружили. Капитан Барщевский, после того как путешественники на другой день завершили свою работу, повел экспедицию по очень небезопасной Фанской дороге, по труднодоступным тропам, нависающим скалистым выступам над бурной рекой Фандарья. Видимо, выбором маршрута он хотел подготовить своих новых товарищей к более трудным переходам, которые им предстояли на Памире.
Дойдя до долины Зарафшана, экспедиция остановилась в местечке Сангистан, и здесь Барщевский расстался с ними, так как ему надо было возвращаться вдоль долины Зарафшана в Самарканд. Своих же спутников в сопровождении надежных проводников он направил в сторону Ура-Тюбе. Записи в дневнике Барщевского подтверждают наше предположение, что он был прикомандирован к экспедиции в связи с посещением теперь уже известной нам пещеры. Также им не было смысла тащить с собой по горам и перевалам отобранные черепа и кости: капитан мог их доставить в Самарканд и хранить там до возвращения путешественников с Памира. А то, что они направлялись туда, не вызывает никаких сомнения: на это указывает поворот на Ура-Тюбе, по которому мы уверенно можем указать их дальнейший маршрут. Графу Бобринскому и Богоявленскому предстоял долгий путь до Памира вдоль Ферганской долины. Но это уже другая история.
1 Граф Бобринской Алексей Алексеевич (1861–1938) с начала 90-х годов ХIХ столетия начал проявлять интерес к Средней Азии. Он организовал на свои средства три научные экспедиции на Памир (в 1895, 1897 и 1901 гг.), издал несколько книг по культуре и истории горных таджиков.
2 Худоназаров Д. Граф // Проблемы общей и региональной этнографии. К 75-летию А. М. Решетова. СПб., 2007. С. 132–154.
3 Бобринской А. А. Горцы верховьев Пянджа. М., 1908.
4 Худоназаров Д. Граф А. А. Бобринской — основоположник изучения духовной культуры таджиков Памира // Религиоведение. 2008. № 3. С. 175–187; он же. Душа найдет покой… // Родина. 2008. № 4. C. 63–67; он же. История одной ошибки в каталоге // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2008. № 3. С. 73–78; он же. Справка о фотографиях профессора Н. В. Богоявленского. Директору Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН академику Тишкову В. А. М., 4 ноября 2008 года; он же. В поисках архива графа А. А. Бобринского в Южном Тироле // Вестник архивиста. 2011. № 2–3. С. 86–87; он же. Тихий благотворитель // Родина. 2011. № 8. С. 63–67.
5 Кауфман Константин Петрович, фон (1818–1882) — военный и государственный деятель. Инженер-генерал (1874). Службу начал с 1839 г. Активный участник Кавказской войны. С 1861 г. директор Канцелярии военного министерства, сподвижник Д. А. Милютина в проведении военных реформ 1860–1870-х годов. С июля 1867 г. туркестанский генерал-губернатор и командующий войсками Туркестанского военного округа.
6 Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ) основано в 1863 г. при Московском университете. Работа Общества, объединившего антропологов, этнографов, естествоведов, а также всех любителей, интересовавшихся этими дисциплинами, была связана с организацией многочисленных естественнонаучных экспедиций, выставок, издательской и просветительской деятельностью, содействием финансированию науки. При ИОЛЕАЭ выходило несколько периодических изданий: «Известия общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» (с 1866 г.), «Этнографическое обозрение» (с 1889 г.), «Русский антропологический журнал» (с 1900 г.), «Землеведение» (с 1894 г.) и др. См.: Комарова И. И. Справочник научных обществ России (http://www.snor.ru/?an=sc_294).
7 Федченко Алексей Павлович (1844–1873), российский естествоиспытатель. Путешествуя по Средней Азии (1868–1871), собрал материал по ее флоре, фауне, физической географии и этнографии. Издал труды по паразитологии и энтомологии. Открыл Заалайский хребет. Погиб на Монблане.
8 Вревский Александр Борисович (1834–1910), барон, с 28 октября 1889 по 1898 г. являлся туркестанским генерал-губернатором и командующим войсками Туркестанского военного округа. В 1891 г. перед лицом активных попыток британского проникновения А. Б. Вревский предпринял ряд мер, направленных на то, чтобы предотвратить превращение Памира в антироссийский плацдарм и «восстановить права России» на эту область.
9 Богоявленский Николай Васильевич (1870–1930) — зоолог, профессор гистологии и эмбриологии беспозвоночных животных Московского государственного университета (с 1913 г.). По окончании (в 1893 г.) Московского университета состоял ассистентом проф. Зографа по зоологии. С 1895 по 1907 г. совершил несколько зоологических экспедиций по Туркестану, Персии и Персидскому заливу. После Октябрьской революции организовал биологическую станцию в с. Болшево Московской области и был ее бессменным директором до самой смерти. Летопись Московского университета (http://old.letopis.msu.ru/fakultet_mediciny professora_bogojavlenskij_nikolaj_vasilevich.html). Подробнее о нем см.: Некрасов А. Д. Профессор Н. В. Богоявленский // Записки биологической станции Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Болшеве. 1930. Т. 4. С. 7–16; Горячкин Г. В., Кислова М. А. Поездка Н. В. Богоявленского в арабские княжества Персидского залива в 1902. М., 1999.
10 Зограф Николай Юрьевич (1851–1919) — русский естествоиспытатель, зоолог, антрополог, профессор Московского университета.
11 Зограф Н. Ю. Черепа из Макшеватских пещер // Зарафшанские горы и Верховье Аму-Дарьи. Поездка графа А. А. Бобринского и Н. В. Богоявленского, 1895 г. М., 1899.
12 Яворский Иван Лаврович (1853–1908) — географ, этнограф, антрополог и путешественник, был врачом по образованию и профессии.
13 См.: Землеведение. 1895. Кн. 1. С. 55–76.
14 Автор дневника Искандеркульской экспедиции в 1870 г. обозначил этот топоним как Махшеват. См.: Мустаджир А. Рузномаи сафари Искандаркул. Душанбе, 1989. С. 122. Напечатано по рукописи: Архив ЛОИВ АН. № 131. Махшевад (Маhшевад) — так назвал этот кишлак таджикский историк А. Мухторов. См.: Мухторов А. Мазорхо чи тавр пайдо шуданд? Душанбе, 1974. А также его статья: Пещера ходжа Исхока // Советская таджикская энциклопедия. Т. 8. Душанбе, 1988. С. 259. См. также: Камолов Х. История мазаров Северного Таджикистана. Душанбе, 2002. С. 63–71.
15 Федченко А. П. Путешествие в Туркестан. М., 1950. C. 156.
16 Ходжа Исхак Вали — по одним, Колябади — по другим (сноска Федченко).
17 Кун Александр Людвигович (1840–1888), ученый-востоковед. Родился в семье учителя. Отец — прусак из Мемеля, мать — армянка из Тавриза. Окончил в 1865 г. факультет восточных языков Петербургского университета со степенью кандидата по арабско-персидско-турецкому разряду. В ноябре 1867 г. направлен в распоряжение туркестанского генерал-губернатора. С августа 1868 г. — в распоряжение начальника Зарафшанского округа «для этнографических, статистических и исторических ученых исследований» (Библиографический словарь. http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/7661).
18 Искандеркульская военная экспедиция состояла из двух отрядов: первый отряд, состоявший из 200 казаков, роты пехоты с восемью ракетными станками, двумя горными орудиями, вышел из Самарканда и двигался вверх по течению реки Зарафшан, второй отряд вышел из Ура-Тюбе, в его составе было 100 пехотинцев, 50 казаков. Оба отряда встретились в Оббурдоне, вместе дошли до Палдорака — центра Матчинского бекства, затем возвратились в Варзиминор (совр. пос. Айни), откуда второй отряд через Шахристанский перевал вернулся в Ура-Тюбе, первый — через бассейны рек Фан и Киштут — в Самарканд. В ходе кампании в нескольких местах было оказано вооруженное сопротивление. В результате Искандеркульской экспедиции верховья Зараф-шана были включены в состав Российской империи. См.: Икрамов Н. Искандеркульская военная экспедиция и начало изучение Верхнего Зарафшана // Ученые записки Худжандского университета. Худжанд, 2010. № 1(21). С. 135.
19 Федченко А. П. Указ. соч. C. 149.
20 Икрамов Н. Указ. соч. С. 136.
21 Барон П. А. Аминов участвовал в 1870 г. в военной экспедиции к верховьям Зарафшана. Он напечатал «Военно-топографический очерк горной страны верховьев реки Зарафшана» (в «Туркестанском ежегоднике». СПб., 1874. Вып. 3). Этот очерк профессор И. В. Мушкетов в своей книге «Туркестан» называет прекрасным и говорит, что барон Аминов «сообщил первые точные сведения о нижнем конце громадного Зарафшанского ледника».
22 Видимо, барона Аминова также информировал Кун, оба они были участниками Искандеркульской военной экспедиции 1870 г.
23 Цит. заимствована из: Зограф Н. Ю. Черепа. С. 2.
24 Икрамов Н. Указ. соч. С. 139.
25 Богданов Анатолий Петрович (1834–1896) — зоолог, антрополог, историк зоологии, один из основателей российской антропологии, основатель первых антропологических учреждений в России, популяризатор естественных наук, член-корреспондент Петербургской академии наук (1890), профессор Московского университета (с 1867 г.). См.: Фонд Богданова Анатолия Петровича на сайте Архива РАН.
26 Лунин Б. В. Средняя Азия в дореволюционном и советском востоковедении. Ташкент, 1965. С. 268.
27 Ныне Махачкала.
28 Барщевский Леон (Лев Семенович) (1849–1910) — полковник, поляк, военный востоковед, блестящий фотограф, знаток культуры народов Средней Азии. Его военно-востоковедная деятельность целиком связана с Туркестанским краем, где он прослужил почти четверть века. Липский назвал его именем один из перевалов Зарафшанского хребта. См.: Горшенина С. Туркестанская коллекция Леона Барщевского // Общественное мнение. Ташкент, 1998. № 2. С. 144–149 (http://svetlana.gorshenina.free.fr/3RU48_Barshchevskij_coll.pdf).
29 Граф Ростовцев Николай Яковлевич много сделал в сфере просвещения, здравоохранения и культуры города. В частности, по его инициативе был создан музей, посвященный природе, археологии, этнографии Самаркандской области, Барщевский был активным участником его создания. Граф Н. Я. Ростовцев говорил, что археологический отдел музея составлен целиком из коллекции Барщевского. Назарьян Р. Губернатор Самарканда // Русский мир. № 1, январь 2009 (http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/magazines/archive/2009/01/article13.html. См. также: Горшенина С. Указ. соч.).
30 Зограф Н. Ю. Черепа.
31 Худоназаров Д. Граф.
32 Хочу выразить благодарность профессору Марине Магдалине Бломберговой за оказанную ею помощь — предоставление информации из дневника Леона Барщевского. Благодарен и Игорю Строецкому, правнуку Барщевского, который рекомендовал мне к ней обратиться.
33 Яворский И. Л. Краткий отчет о научной командировке в Среднюю Азию, исполненной летом 1894 года. Одесса, 1895. Т. 1–3.
34 Цит. заимствована из: Зограф Н. Ю. Черепа. C. 2.
35 Мстиславский Сергей Дмитриевич (1876–1943) — настоящая фамилия Масловский, революционер, советский писатель. Родился в семье историка и профессора Военной академии генерал-майора Д. Ф. Масловского. В 1896 г. в 20-летнем возрасте совершил свою первую поездку в Среднюю Азию. См.: Литературная энциклопедия. 1934. Т. 7 (http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-5211.htm).
36 Мстиславский С. Крыша мира. М., 1925.
37 Он же. Воспоминания. Публикация подготовлена А. Савельевым //История. 2006. № 16. С. 32–46.
38 Мстиславский в 1901 г. опубликовал статью «Гальча» под своей фамилией. В этой статье он сравнивает свои антропологические измерения с черепами Макшеватской пещеры (С. 26). См.: Масловский С. Д. Гальча. (Первобытное население Туркестана) // Русский антропологический журнал. 1901. № 2. С. 17–32.
39 Бржезицкий И. А. Самаркандский уезд. Статистический обзор. 1909; Кастанье И. А. Современные успехи спелеологии и спелеологические поездки по Туркестану 1913–1914 гг. // МГОРГО. Ташкент, 1915.
Т. ХI, вып. 2, ч. 2. С. 8–41; Корженевский Н. Н. На озере Искандеркуль //Ежегодник Русского Горного общества. М., 1915. Т. XI. С. 99; Бетгер Н. Посещение Макшеватской пещеры в 1916 г. // Известия Туркестанского отделения ИРГО. 1915. Т. XIII, вып. I. С. 120; Хашимов М. А. По следам легенд. Ташкент, 1990; Андрейчук В. Н., Хашимов М. А. Загадка Макше-ватской пещеры // Свет. 1998. № 2 (19). С. 35–40.
40 Фирдаус Шукуров также описывает трудности и опасности, связанные с посещением пещеры в наши дни, в 2005 г. Он единственный таджик, который оставил свои впечатления о пещере в виде рассказа «Зов предка» (http://www.proza.ru/2005/12/04-74).
41 Огудин В. Л. Мумия святого в Макшеватской пещере // Ислам и народная культура. М., 1998. С. 190–202.
42 Там же. С. 194.
43 По замерам Яворского — 2820 м.
44 Огудин В.Л. Указ. соч. С. 191–192, 200.
45 Сажень = 2,1336 м.
46 Зограф Н. Ю. Антропологические исследования мужского великорусского населения Владимирской, Ярославской и Костромской губерний // Известия ИОЛЕАЭ. Т. XXVI. Тр. отд. антроп. Т. XV. М., 1892;
Зограф Н. Ю. Антропологический очерк мещеряков Зауральской части, Пермской губернии // Из протоколов заседаний Комитета по устройствуантропологической выставки Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. № 48. М., 1879.
47 Цит. из отчета Яворского заимствована из: Зограф Н. Ю. Черепа. С. 5.
48 Богоявленский Н. В. В верховьях р. Аму-Дарьи. 1903. С. 6–7.
49 Там же. С. 7.
50 В 1965 г. французские археологи раскопали греко-бактрийский город Ай Ханум, замечательный памятник у впадения р. Кокча в Пяндж.
51 Известный российский востоковед профессор В. В. Григорьев писал о Мирзе Казым-беке: «Одна из замечательнейших в настоящее время личностей не только у нас, но и в целой Азии и целой Европе —азиатец, с глубоким мусульманским образованием, соединяющий основательное знакомство с ученостью европейскою, владеющий одинаково как арабским, персидским и турецким, так и английским, французским и русским языками, и на всех шести языках писавший и печатавший».
52 Григорьев Василий Васильевич (1816–1881). Окончил курс в Петербургском университете по отделению восточных языков. В 1854–1859 — председатель Оренбургской Пограничной комиссии. В 1859–1862 — начальник Областного управления оренбургскими киргизами. В 1863 г. стал первым руководителем кафедры истории Востока в Санкт-Петербургском университете. Член-корреспондент Петербургской АН. Активный деятель Русского Географического общества. Выдающееся значение имели его труды по Туркестанскому краю, в том числе «О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре: записки мирзы Шемса Бухари», где сообщены интересные исторические сведения и впервые дан образчик таджикского наречия. См.: Русский биографический словарь (http://www.rulex.ru/01040282.htm).
53 Икрамов Н. Указ. соч. С. 136.
54 Там же. С. 137.
55 Федченко уже к тому времени собрал какое-то количество черепов, он мог претендовать на большее их количество и надеяться взять их в пещере. Возможно, Кун хотел предотвратить это.
56 Искандеркульская экспедиция была военной: ее предприняли для захвата горных территорий Зарафшанской долины, которые формально отошли к России в 1868 г. согласно договору между Бухарским эмиратом и Российской империей. Но их надо было завоевать на деле. См.: Икрамов Н. Указ. соч. С. 135.
57 «Обратный путь главного отряда намечен был через Кштумское бекство, население которого обнаружило враждебность. В этом деле у нас оказалось 35 человек убитых и раненых и двое контуженных». См.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/42747).
58 Хромов А. Л. О дневнике Искандеркульской экспедиции в 1870 г. //Известия АН Таджикской ССР. Отделение общественных наук. Душанбе, 1972. № 2. С. 72.
59 «Дневник Искандеркульской экспедиции — прекрасный, надежный источник для историков, этнографов и филологов, в первую очередь для тех, кто занимается исследованием районов верхнего Зарафшана. Надежность Дневника в том, что он составлен под руководством ученого-специалиста, не только подготовившего программу сбора материалов, но и контролировавшего соответствие записанного объективному положению вещей» (Хромов А. Л. Указ. соч. С. 75).
60 Федченко А. П. Указ. соч. C. 157.
61 «…ба чое расидем, ки кишлоки Махшеват меноманд. Болои онро кухи Чонвархона мегуянд. Дар енаи кух горе хаст ва ба даруни гор бузургворе хастанд, ки Хоча Исхоки Вали мегуянд. Дар вакти кадим бо кофирон чанг карда, аз сари сина тир хурда, он аз тахти шонаи шарифашон баромадааст. Худи бузургвор баъди мачрух шудан ба даруни хамон гор рафта, рух ба кибла шуда истода шахид шуда мондааст. Аз миен поени бузургворро кабутар гур карда, ва аз миен боло сурати бузургвор табдил нашуда, бо пуст ва устухон хушк шуда мондааст, ки алхол хам сурати онро фахмида мешавад» (Мустаджир А. Указ. соч. С. 122).
62 Под руководством А. Л. Куна работали капитан А. Д. Гребенкин, знавший местный язык, горный инженер Д. К. Мишенков, топограф А. М. Скасси, естествоиспытатель А. П. Федченко и его супруга (они добровольно присоединились к группе), Мулло Абдурахмон Мустаджир и др. См.: Икрамов Н. Указ. соч. С. 135–136.
63 В 1878–1879 гг. И. Л. Яворский в качестве врача русской дипломатической миссии Н. Г. Столетова ездил в Афганистан, в город Кабул, к эмиру Шир-Али-хану. Он остался при эмире официально в качестве лейб-медика, а неофициально — в качестве политического агента. После смерти эмира (февраль 1879 г.) начались беспорядки. Яворскому с большим трудом удалось выбраться из Афганистана в Бухару. С начала 90-х годов XIX столетия он приват-доцент, а с 1894 г. — профессор Новороссийского университета по кафедре географии. Автор ряда работ по этнографии, географии и антропологии Средней Азии. См.: Ионов А. Лейб-медик афганского эмира // Медицинский вестник. 2010. № 30 (535) (http://www.medvestnik.ru/archive/2010/30/3388.html).
64 Огудин В. Л. Указ. соч. С. 194.
65 Там же. С. 196.
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}