Понедельник
23.05.2022
01:42
Форма входа
Календарь
«  Май 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 374
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

Всё о Таджикистане (или почти всё...)

Деха Ашти боло

Деҳаи Ашти боло – Village Ashti bolo

Зери нурӣ офтобӣ шўлаборон Ашти ман,

Боз ҳам соҳибҷамоли баъди борон Ашти ман!

 АШТИ БОЛО, деҳа дар Совети қишлоқи Ашти райони Ашт, вилояти Ленинобод. Территорияи колхози «Правда». Аз деҳа то Совети қишлоқ - 2 км, то район 45 км; роҳ  мошингард. Аҳоли зиёда аз 2700 нафар (1976) , асосан тоҷикон. Дар деҳа 2 мактаби миёна, клуб, китобхона, 2 пункти тибби, инчунин якчанд нуқтаҳои хизмати маиши  ҳаст. Соҳаҳои асосии хоҷагӣ — боғдорӣ, чорводорӣ ва пахтакорист. Заминҳо аз сои Ашт обьёри карда мешаванд.

Дата образования: было основано в период античности - раннего средневековья. [В.И.Бушков, 1995, с.37, 52]

 Что означает это название: Топоним «Ашти боло» означает «Верхний Ашт» и происходит от таджикского «ҳашт (hasht)» – восемь. Правильное, полное название топонима «Ашт» - «Ҳашт саҳоба (Hasht sahoba)» – «восемь сподвижников» Пророка. По легендам они  основали кишлак, где в мечети находился самый древний в Средней Азии глиняный михраб, в настоящее время хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург, суффикса «и», и «боло» - вершина, верх, верхний.

 Карта местности на Googlemap:

География: Ашти боло расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с (дехами, городами):____________

Расстояние до центра джамоата 2 км

Расстояние до центра района 45 км

Расстояние до центра области г. Худжанд    _____ км

Расстояние до г.Душанбе_____ км

Как добраться:

Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона. В любом случае необходимо торговаться с таксистами.

Население

  1959 1976 1989 1999 2009 2019
Количество домохозяйств            
Количество населения   2700        
из них мужчин            
из них женщин            
Количество медпунктов   2        
Количество школ   2        

Известные уроженцы:

 

Достопримечательности:

Муҷассамаи Иосиф Сталин, раҳбари пешини Иттиҳоди Шӯравӣ, дар Ашти Боло, дар саҳни собиқ колхози ба номи Молотов то ҳол побарҷост.

Муҷассамаи мувофиқи қадди Иосиф Сталин 172-сантиметрии раҳбари собиқи Иттиҳоди Шӯравӣдар соли 1956 бо пули кишоварзони колхози ба номи Молотови деҳаи Ашт бунёд шуда ва аз мавҷи саркӯбу нобудсозии муҷассамаю аксҳои Иосиф Сталин дар замони «мубориза бо шахспарастӣ»-и раҳбари баъдии Шӯравӣ Никита Хрушёв эмин мондааст. пас аз барканории Никита Хрушёв дар соли 1964 муҷассамаи Иосиф Сталин дубора дар маърази тамошои умум қарор гирифт. Сокинони деҳаи Ашт мегӯянд, ки дар замони Иттиҳоди Шӯравӣ ҳатто гурӯҳе аз сокинони шаҳри Гории Гурҷистон (зодгоҳи Иосиф Сталин) ба зиёрати ин муҷассама омада буданд. Сокинони ин деҳа иброз медоранд, ки собиқадорони ҷанги солҳои 1941-1945 аз Иосиф Сталин ба унвони як раҳбари хирадманд, тавоно ва сахтгир ёдоварӣ мекунанд, ки маҳз ба шарофати ӯ СССР артиши муқтадири Гитлерро саркӯб карда ва ватанро аз нобудӣ наҷот додааст. ("Фараж", 07.04.2016)

Народное предание о возникновении села: 

Собственно к. Ашт, расположенный ниже по течению горной речки Аштсой, также старинное, но уже большое поселение. Легенды и предания, связанные с его основанием, разнообразны и нередко противоречат одно другому, однако все они выясняют этимологию названия Ашт.

Самое «раннее» предание связывает начало к. Ашт со временем, когда на месте нынешнего селения «были только горы, вода и деревья». Однажды в это благодатное место попал заплутавший в горах человек. Ущелье ему понравилось: холодная и чистая вода, красивая местность, много урюковых и ореховых деревьев. Он решил здесь остаться — собрал вокруг людей, начал разводить сады, и зажили они «честно, спокойно и праведно». От этого местность стала еще краше, за что и была названа Аштом, что якобы означает «благоустроенное место».

Кроме необычайной живописности, которой к. Ашт славится и поныне, есть в нем и еще одна достопримечательность — старинный мазар «Хашт сахоба» («Восемь могил»). Один из рассказов связывает возникновение кишлака с образованием мазара, якобы представляющего собой могилы первых благочестивых жителей этого селения. По другой версии, Ашт — это искаженное слово «хашт» («восемь»), т. е. отправным пунктом является все тот же мазар, но, по этой версии, события связаны уже с периодом арабского завоевания. Когда Кутайба со своим войском будто бы дошел до ущелья Ашт-сая, он остановился в местечке Аложин (= ад — аджанг — «конец войне»), где война с арабами якобы и закончилась. Войска вскоре ушли, остались лишь восемь мусульманских проповедников. Прожив в Аште много лет, они здесь же и были похоронены, а позднее на этом месте возник мазар.

Еще одна легенда связывает происхождение к. Ашт с деятельностью известных персонажей иранского эпоса. «Много тысяч лет назад» местность (где позднее возник кишлак) находилась под властью сначала Афрасиаба, затем Сиявуша, Кей-Хосрова и, наконец, Рустама. Последний привел сюда своих воинов («хотя в те времена здесь уже жили предки современных таджиков») и назвал это место Ашт, что значит «хорошее обозрение, хорошая видимость с высокого места для караула». Интересно, что один из современных кварталов к. Ашт называется Калъаи Афросиаб («крепость Афрасиаба») [63, с. 218] и этот квартал считается самым древним в кишлаке.

Существуют и другие версии: к. Ашт — название какого-то города или селения, откуда пришли сюда таджики (но его местонахождение неизвестно), логичнее же всего последнее объяснение: «Ашт» означает «ералаш»,«смесь», поскольку кишлак заселяли выходцы из разных мест. Последнее подтверждается и сведениями о небольших группах людей, соседей или родственников, якобы в давние времена переселившихся сюда из Ирана, Афганистана, частично и сравнительно недавно— из соседнего Кашгара.

(Л. А. Чвырь «ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДАНИЯХ АШТСКИХ ТАДЖИКОВ»)

Исторические факты:

О существованіи Ашта въ средніе вѣка упоминаетъ Макдиси. Что Аштъ-кишлакъ старый, видно также по мазару (Хашт сахоба  - восемь апостоловъ. Не отъ «хашт» липроисходитъ и названіе кишлака?). Одинъ изъ этихъ сахоба явился будто бы изъ святыхъ мѣстъ Мекки и Медины,  другіе 7 -  ансарцы.  Всѣ они пришли, по словамъ туземцевъ, во 2 вѣкѣ мусульманской эры.

Въ мазарѣ существуетъ «михроб» (родъ амвона съ нишей) несомнѣнно старинный съ куфическими и другими, можетъ быть, уйгурскими письменами. «Михроб» отчасти поврежденъ, но куски его имѣются налицо; возможно, что нашлись бы дата и имя строителя.

При перестройкѣ мазара и при земляныхъ работахъ въ другихъ мѣстахъ мастеръ Турсунъ-Мухаммадъ Мусыевъ нашелъ 7 монетъ, изъ нихъ одна серебряная, остальныя мѣдныя, при чемъ одна изъ послѣднихъ меньше другихъ.

Интересенъ и холмъ Афросіаба, очевидно искусственный: на немъ имѣются развалины какой то крѣпости (одна стѣна съ амбразурами). Въ самомъ холмѣ виднѣются слои кирпича въ перемежку съ глиною, осколки корчагъ, пласты древеснаго угля и круглыя отверстія вершка въ 1,5 въ діаметрѣ. Туземцы увѣряютъ, что въ корчагахъ попадаются ячмень, кунакъ и пр. (Известия Туркестанского отдела Русского географического общества, том 11, вып.2, часть 1)