Понедельник
23.10.2017
18:14
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 242
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
ooobum

Всё о Таджикистане (или почти всё...)

Деха Искодар

Деҳаи Искодар – Village Iskodar

Ҳа роҳ ки меравам дилам то дари туст

 Мақсуди дилам туи ки дар чодари туст

 Донам ки биҳиштианд хоҳам гуи рав

Рав ки биҳишти нақт Искодари туст

Искодар дар номаҳои кӯҳи Муғ ҳамчун ‘sk’trh (‘sk’- «баланд» + trh пасванди қиёсии « -тар») омадааст.

ИСКОДАР, деҳаест дар Совети қишлоқи Дардари райони Айнӣ, вилояти Ленинобод. Территорияи колхози ба номи Я. М. Свердлов. Аз Искодар то маркази Совети қишлоқ 5 км, то маркази район 10 км; роҳ асфальтпӯш. Аҳолиаш 1114 нафар (1979). Деҳа мактаби миёна, клуб, пункти тиббӣ, устохонаи ҳарротӣ, магазин, чойхона, нонвойхона, ҳаммом дорад. Аҳолӣ бо тамокукорӣ, боғдорӣ ва чорводорӣ машғул аст. Заминҳо аз оби сои Искодар обьёрӣ мешаванд

Дата основания: VII – VIII века

Искодар - горное поселение в Таджикистане. Расположен на южном склоне Туркестанского хребта в доль реки Зеравшан. Входит в Дар-Дарскую сельскую общину (тадж. ҷамоати деҳот) Айнинского района Согдийской области Таджикистана. 

27 сентября 2011 года, в посёлке, была сдана в эксплуатацию подстанция 220 кВ «Айни» и ЛЭП 220кВ «Худжанд-Айни», которая обеспечила населения Зерафшанской долины электроэнергией на 50%. В посёлке имеется коневодческое хозяйство (тадж. «Тоҷикистон»). В Советскую эпоху, в результате раскопок в посёлке, был найден элемент доисламского искусства — деревянный алтарь.

Что означает это название: Топоним «Искодар» означает «Верхнее село». Название восходит к согдийскому топониму «Искодар», что означает «верхнее, вышележащее» и состоит из согдийского слова  ‘sk’trh (‘sk’) - «высокий» + «trh» суффикс « -тар».

Карта местности на Google map:

География: Искодар расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с дехом Зеробод

Расстояние до центра джамоата 5 км

Расстояние до центра района 10 км

Расстояние до центра области г. Худжанд   _____ км

Расстояние до г.Душанбе_____ км

Как добраться:

Доехать можно через пос. Айни. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона. В любом случае необходимо торговаться с таксистами.

Население ______ чел.

Известные уроженцы:

 

Достопримечательности:

«Мехроби Искодар» официально датируется IX – X в. н.э.[i] – временем правления династии Саманидов и официального принятия народами Средней Азии ислама, религии, запрещающей изображение человека и животных, а также категорически отрицающей языческое поклонение огню и природе, которое символизируется свастикой как единства четырех природных стихий: огня, воды, воздуха и земли. Удивительно, что главная часть мусульманского храма – михраб – ниша, направленная в сторону Мекки, искусно декорирована свастикой, лепестками трилистника, изображениями рыб.

 

        В 1925г. при экспансировании общества по изучению Таджикистана, была организована экспедиция под руководством М.С.Андреева. Маршрут экспедиции проходил Ташкент, Ура-тюбе, Зеравшанскую долину Ягноб, перевал Анзоб-Душанбе, Каратегин-Дарваз, Памир Ош-Ташкент. В ходе этой экспедиции в 1925г. в селении Искодар Айнинского района им был обнаружен Михраб.

 Доисламская культура и цивилизация таджиков. Арийская символика

[i] Хотя есть и иная точка зрения – будто этот михраб, а вернее его центральная часть, на самом деле, - это бывший зороастрийский алтарь.

 

 

 

Уникальные элементы Искодарского Михраба

        Ниже центрального квадратного панно и на столбиках хорошо виден основной символ арийской культуры свастика. В михрабе применена два вида свастик: правосторонняя с лучами по часовой стрелке, левосторонняя с лучами в обратную сторону. Как принято в зороастризме, все противоположности и пребывают в состоянии неразрывного единства и вечной борьбы. И если левосторонняя свастика знаменует восходящее весеннее солнце, свет, счастье и добро, то правосторонняя напротив, символизирует закатное осенее солнце, тьму, зло, несчастье (Якубов Ю). 

      Возможно, внутри кругообразного орнамента изображены шесть рыб большого размера. А в верхной части михраба, внутри каждого круглого орнамента изображены по три рыбы. Эти элементы доисламской культуры мастер умела маскировал в виде резного орнамента (Шарипов А). Изображение трилистика в Искодарском михрабе берет начало с соответствующих священное растение хаума.

    Облик арки Искодарского михраба, круглой внутри и клевидной снаружи, находит параллель в арочных входах пещерных, буддийских храмов Индии. Сходство также выражено в фестонах с трилистниками на концах, которыми украшена арка. Арки "индийского" - типа были известны в IX - X вв. в раннеисламской архитектуре Средней Азии, как распространённый декоративный мотив. Грубый налеп в центре квадрата над нишей и окружаюший этот центр орнамент состоит из переплетающихся лент и образует шестиконечную звезду в сочетании с шестилепестковой розеткой. Вероятно мы имеем  дело с древним солярным символом. И что касается условного квадратного окна над нишей то этот приём впервые встречен в Искодарском михрабе, будет продолжен в архитектонике среднеазиатских михрабов XVI - XVII вв. в мечети Баланд в Ханаке Файзабад в Бухаре, Ак - мечети в Хиве, Ходжа Абди Дарун в Самарканде. В михрабе есть куфическая надпись религиозного характера. Она сходна с аналогичным надписями эпохи Саманидов  (Хмельницкий С).

Исторические факты: