Вторник
19.03.2024
09:13
Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 441
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

Всё о Таджикистане (или почти всё...)

Деха Равот (Ходжистон)

Деҳаи Равот – Village Ravot

РАБОТ, деҳа дар Совети қишлоқи Қамишқӯрғони райони Ашти вилояти Ленинобод. Территорияи совхози ба номи М.Турсунзода. Аз Работ то маркази Совети қишлоқ 8 км, то район 23 км, роҳ асфальтпӯш. Аҳолиаш 304 нафар (1981), тоҷикон ва ӯзбекҳо. Деҳа мактаби 8-сола, пункти тиббӣ, фермаи чорвопарварӣ ва магазин дорад. Соҳаи асосии хоҷагӣ — ғаллакорӣ, чорводорӣ ва кирмакдорӣ. Заминҳо аз пармачоҳҳо обьёрӣ мешаванд.

Прежнее название: Ходжистон (средние века) - Равот (..... - по настоящее время)

Что означает это название: РАВОТ, РАВАД - холмистая местность с хорошо развитой растительностью, используемая как пастбище (тадж.). Др.-иран. ravati, ягноб. rowut, хорезм. rwyn - "земля", "место"; пехлевийское ron - "страна", "сторона", "направление"; хорезмское ravana - "место", "поместье"; авест. ravah - "открытое пространство", что противопоставляется gairi, kaofa - "гора".

РАВОТ, РАБАД, РАБАТ - городские стены и поселения по их внешнюю сторону; окраина города, предместье; каравансарай; сторожевой пост ( тадж., араб., среднеазиатские республики, арабские страны, Пакистан, Афганистан, Иран). Другие значения : "подворня", "странноприимный дом", "станция", "монастырь". В. В. Бартольд [1963, 2, 1] различает рабад и рабат: "...в Туркестане, как и в других пограничных областях мусульманского мира, строились рибаты (таково правильное арабское произношение), или рабаты (так произносилось это слово, которое не следует смешивать со словом рабад в Туркестане). По объяснению автора XII в., рабатом называлось "место, где привязывали коней" (таково и этимологическое происхождение термина); рабат предназначался для газиев (борцов за веру), так как они, когда поселялись в пограничном пункте, жили там лицом к лицу с врагами, отражая их козни и их нападения на мусульман". Таким образом, рабат первоначально в Туркестане - "пограничное поселение", а рабад - "предместье". Тадж.  форма работ (равот), содержание которой обобщило значения, приведенные для этих слов, - "каравансарай", "окраина города", "предместье", "усадьба", но и "пограничный военный пост". совр. перс. ребат - "пограничный военный пост", "каравансарай", "предместье", "монастырь". ◊

Работ, Рабат - араб. الرباط‎‎ Ар-Рибат, что значит «укреплённый монастырь», ср. рус. Арбат. 1. Средневековый арабский укрепленный лагерь, имевший прямоугольный план и стены с башнями. 2. На «большой дороге» - место, огороженное стенами для безопасной ночевки путешественников и купцов. 3. В большом городе - караван-сарай, приносящий доход его владельцу.

Карта местности на Google map:

География: Равот расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с дехами:

Расстояние до центра джамоата 7 км

Расстояние до центра района 19 км

Расстояние до центра области г. Худжанд      км

Расстояние до г. Душанбе_____ км

Как добраться:

Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона. 

Население

  1959 1981 1989 1999 2009 01.01.2017
Количество домохозяйств            
Количество населения   304       764
из них мужчин            
из них женщин            
Количество медпунктов   1        
Количество школ   1        

Известные уроженцы:

 

Достопримечательности:

 

Исторические факты:

Имеются документальные свидетельства существования поселения Хаджистан в районе современного Камышкургана уже в средние века. Хаджистан неоднократно упоминается в сочинениях средневековых авторов. Поселение упоминается в дорожнике Макдиси при описании пути из Ходжента в Ахсикент. Хаджистан был укрепленным пунктом около горной цепи, соединяющейся с горами Ила-ка. Вблизи находились большие соляные копи, добывавшаяся здесь соль удовлетворяла потребности Шаша, Ходжента и других областей [В.В.Бартольд, 1963, с.218-219]. Сведения о Хаджистане, почерпнутые из средневековых источников, приводит и М.Е.Массон в своей работе: "...и первое непреложное письменное указание на разработку озерной соли заключено, по-видимому, в описании Кудамы (928 г.) пути из Ходжента в столицу Ферганы, Ахсы. По его словам, между Самгаром и Папом располагался Хаджистан, представлявший собой достаточно хорошо укрепленный пост или селение с пограничным гарнизоном. Около Хаджистана находился крупный водоем (т.е. озеро Аксукон), где отстаивалась соль. /.../ Район этот в то время был небезопасным из-за частых нападений кочевых тюрок, вследствие чего караваны стремились проделать весь путь в один день, не останавливаясь в промежуточном селении Турмукане на берегу Сырдарьи. Отчасти этим, частью охраной соляных промыслов и, вероятно, прикрытием дороги в Кухисим и серебряные рудники оправдывалось содержание в Хаджистане упоминавшегося гарнизона" [М.Е.Массон, 1934, с.77]. Археологическая разведка в окрестностях современного Камышкургана позволила Е.А. Давидович и Б.А. Литвинскому отождествить средневековый Хаджистан с небольшим современным кишлком Рават. Кроме упоминавшихся в районе Хаджистана крупных соляных копей это предположение основано на найденном неподалеку глиняном водопроводе IX-XII вв. [Л.А.Чвырь, 1981, с. 172].

Как свидетельствуют средневековые авторы, расположение поселения было выгодным не только вследствии наличия месторождения соли. Через него проходила большая караванная дорога, что способствовало развитию торговли. Как указывалось, поселенческая традиция на месте современного Камышкургана неоднократно прерывалась. Хаджистан прекратил свое существование, возможно, в связи с монгольским нашествием. Значительно позже, только в XVIII в., как указывает В.И.Бушков, несколько в ином месте было основано новое поселение. В его создании приняли участие таджики из Овлука, а также узбеки из Карахтая и Баксука, т.е. селений с северо-западных склонов Кураминского хребта [В.И.Бушков, 1995, с.83].

Источник: Л. Ахмадчонов и А. Тошматов

Исторические документы: