Вторник
23.05.2017
00:08
Форма входа
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 236
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Всё о Таджикистане (или почти всё...)

Деха Сангвор

Деҳаи Сангвор – Village Sangvor 

Сангвор

★ ЕвроМетео

САНГВОР, деҳа дар Совети қишлоқи Сангвори, райони Комсомолободи РСС Тоҷикистон Территорияи совхози «Миёнаду». Аз деҳа то маркази Совети қишлоқ 1 км, то маркази район 180 км. Аҳолиаш 280 нафар (1981), тоҷикон. Деҳа мактаби миёна, китобхона, пункти тиббӣ ва магазин дорад. Сокинони деҳа бо чорводорӣ, ғаллаю тамокукорӣ ва кирмакдорӣ машғуланд. Заминҳо аз сои Сангвор ва дарёи Хингоб обьёрӣ  мешаванд.

Прежнее название: 

Что означает это название: "Каменистая местность"

Карта местности на Google map:

География: Сангвор расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с (дехами, городами):____________

Расстояние до центра джамоата __ км

Расстояние до центра района __ км

Расстояние до г.Душанбе_____ км

Как добраться:

Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона. В любом случае необходимо торговаться с таксистами.

Население ______ чел.

Известные уроженцы:

 

Исторические факты:

29 марти соли 2012 таҳти раёсати Маҳмадсаид Убайдуллоев иҷлосияи ҳаштуми Маҷлиси миллии Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон даъвати чорум бо баррасии 48 масъалаҳо баргузор гардид. Дар ҷаласа ҳамчунин, тибқи пешниҳоди Ҳукумати Ҷумҳурии Тоҷикистон дар асоси илтимосномаҳои Маҷлиси вакилони халқи ноҳияи Ҳисор, вилоятҳои Хатлон ва Суғд номи як қатор шаҳрак, деҳот ва деҳаҳо тағйир дода шуданд. Бо Қарори Маҷлиси миллии Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон илтимосномаи Маҷлиси вакилони ноҳияи Тавилдара бобати бо хурд намудани деҳоти «Сангвор» ташкил кардани деҳоти «Ваҳдат», ки деҳаҳои Ғовд, Алисурхон, Нусонӣ, Лангар, Лоҷург, Сарха, Хубон, Сикад, Роға, Арзинг, Сангвор ва Найгуфт дар ҳайати он шомил мебошанд, бо маркази маъмурӣ дар деҳаи Лоҷург дастгирӣ ёфт. 

Достопримечательности:

Сазонов Владимир Анатолиевич. Мавзолей Хазрати-Бурх 

В верховьях реки Оби-Хингоу от последнего кишлака вверх идет тропа. Пять-шесть часов ходьбы вдоль зарослей облепихи , вдоль каменных осыпей – и можно подняться до развалин старого кишлака. Сверху стекает арык с чистой водой, рядом с арыком сплелись тополь и береза, прикрывая своими густыми ветвями вход в мавзолей с куполом и двумя минаретами.

Как этот мавзолей оказался так далеко в горах, когда он был построен ? Как выяснилось, о мавзолее Хазрати-Бурх знают очень многие, жители Южного Таджикистана, старики охотно рассказывают множество легенд. При этом тема Хазрати-Бурха была практически табуированной в советской литературе, и единственное достоверное описание мазора относится к 30-м годам !

Основные истории и легенды о Хазрати-Бурхе собраны в хронике «Таърихи Хазрати Бурх», в которой говорится следующее.

Древнейшие времена

( По мнениям местных жителей – 2000 до н.э., или 1000 до н.э.)

Задолго до пророка Магомета в стране Джозира Сарандева (остров Цейлон) пришел человек по имени Бурхи Абдол со своей материю Биби Джолиан Аразоти и братьями Турк и Барк. Они пришли в Афганистан в район Кабула. Сначала умер старший брат Барк(ат), потом средний Турк.

Потом умерла мать, и младший брат Бурх прожил семь лет на могиле матери, это было в районе Шахраб. Теперь там – большой мазор. Потом, когда душу матери отпустили, Бурх пошел в горы Боршида, где жил под деревом Чабух.

Его звали Хазрати Бурх Сармаста Вали. Шейхи уверяют что Джозира Сарандева – остров Индонезия, но в словаре арабских географических названий говорится «Цейлон».

Однажды носью во сне явился к нему Аллах и сказал что он должен ходить по всему свету для укрепления Веры. Он был в Арабистоне, Индустоне, Египте, пока наконец не пришел в верховья Оби-Хингоу.

Бурх принес с собой инструменты для ковроткачества (веретено, бёрдо), он научил народ прясть, ткать и вязать ковры. Бурх делал много добрых дел, и пайгамбар Муса (библейский пророк Моисей) был его традиционным «соперником». Однажды Аллах построил гору за 40 дней и сказал: «Кто раньше залезет на нее ?» Никто не смог. Хазрати бурх поднялся на нее и спустился за 4 дня. И тогда Аллах сказал, что равен он мне, пусть берет чего хочет. Бурх сказал « Неведомы пути твои, о, Владыко, и во всем простирается и проявляется твоя милость... Будь добр, избавь людей от ада, ведь ты его сотворил на погибель человеку!» Аллах был в гневе, затопал ногами и закричал что этому не бывать никогда, и даже сломал священную палицу которой он управлял стихиями. Он сказал «Если ада не будет, то никто не будет меня слушать!» Обиделся на него Хазрати-Бурх и пошел в горы. Его там схватили ангелы и стали мучить и таскать во все стороны, но он выдержал все испытания. Сердце Бурха горело. Аллах хотел с ним помириться, несколько раз посылал к нему ангелов и даже пророка Мусу. Когда пайгамбар Муса поднимался на Кухи Тур разговаривать с Аллахом, Аллах сказал – иди туда к Бурху, Бурх обиделся, и помири нас! Муса пошел и сказал Бурху «Салам!..» Бурх рассказал ему про ад.. Сердце Бурха горело и никто не мог его потушить. В конце концов сердце его сгорело и он умер. Муса пошел а Аллаху и рассказал ему про ад. Аллах решил что такой человек – пусть живет, и воскресил Бурха через 7 часов.

Аллах уничтожил один из восьми горячих адов , так что осталось семь адов.

После этого Бурх пришел в верховья Оби-Хингоу. У него не было ни жены, ни детей.

Известны и другие фантастические истории о Бурхе. Как он управлял дождем, как он вернул жумчужину шейху Абу-Саиду, простоял на одной ноге 40 дней и т.д.

Около 300 лет Бурх жил в яме, заросшей густым кустарником

Хазрати БурхОднажды пастух пошел рубить хворост и срубил куст. Вдруг он услышал голос «Один куст срубил – и хватит!» Пастух срубил тогда второй куст, и вдруг из-за куста вышел человек, он был черный и с длинными волосами. «Ты разрушил мое жилье – строй теперь новое !» Пастух испугался – «Я нищий, у меня нет даже хлебы кормить семью, где я добуду материал справиться с такой работой ?» «пойди в горы, увидишь дикого козла. Скажи ему что я сказал – и он пойдет за тобой.

Сорви пучек дикого ячменя, следай муку – будет тебе хлеб». Так пастух и сделал. Он встретил дикого козла и пошел в страну Хлоз (там где теперь Тавиль-Дара), он сказал что встретил большого святого. Он оттуда привел много людей. Из козда он следад суп-шурпо, истолок ячмень и получилось столько еды, что хватило всем рабочим.

Много тысяч человек пришло в Сангвор (за 25 километров до мазора), там открылась яма в которой лежало много кирпичей неизвестно откуда. Люди выстроились в цепочку и передавали кирпичи из рук в руки по воздуху. Так за один день построили мазор. Работу завершили все кроме плотников. Ночью головы плотников повершулись лицом к земле. Народ бросил их в гробницу, с рассветом их головы повернулись назад...

Старика собирателя хвороста «Бобо Ходжи» назвали также «Ишони Боршид», (преосвященный Боршид), так как Хазрати-Бурх сказал ему «Бор Шид», что значит «довольно».

Хроника перечисляет 43 поколения шейхов от пастуха до начала 20 столетия. То есть время строительства мазора должно быть около 1000 лет назад – примерно во время арабского завоевания. 

Исследователи, которые осматривали мавзолей внешне, считают что мавзолей перестраивался в 17-18 веке. Многие сотни лет к Хазрати-Бурху сходились караваны паломников – из других концов Бухарского эмирата, из Афганистана, Индии. В советском Таджикистане, когда паломничество в Мекку было практически невозможным, многие группы отправлялись к Хазрати-Бурху. Те одиночки, которым посчастливилось добраться до Мекки, встречали там живущих на святой земле таджиков, которые их тут же спрашивали, а были ли они на Хазрати-Бурхе.

Установление советской власти в Таджикистане было очень сложным и болезненным. Еще долгое время красная армия жестоко подавляла сопротивление как организованных групп и отрядов, так и просто горных жителей . В двадцатые годы сопротивление в долине Хингоу организовывл Имам Султон. Война продолжалась до лета 1923 года, а в отдельных районах и больше.

По свидетельству Н.Кислякова, который описал экспедицию к Хазрати-Бурху в журнале «Советская Этнография» 1-3. 1934, Кишлак у мазора назывался кишлаком Шейхов, потому что житель кишлака занимались исключитально приемом паломников, они не сеяли и не держали стада. Кисляков пишет, что теперь шейхи стали жить новой жизнью и образовали «колхоз шейхов». Фактически кишлак шейхов был насильственно выселен в район Лайрон-Боло еще до войны. Последний шейх Шайхи-Каландар попал под сталинскую тройку и его забрали, и никто не знает ничего о его судьбе. Когда я спрашивал о сталинских тройках и кто был в этом виноват, таджики всегда говорили , что русские тут ни при чем – это так, местные расправлялись сами с собой. После войны вся долина Оби-Хингоу была выселена в Курган-Тюбинскую область, на хлопок.

Долина Хингоу в советское время после войны

После войны в Хаите было страшное землетрясение, в результате которого погибли много кишлаков и много тысяч людей. После землетрясения советские власти стали везда говорить что пребывание в горах по причине частых землетрясения является опасным и всеми правдами и неправдами пытались переселить таджиков в равнинные районы для уборки хлопка. Обычно сначала жителей кишлаков вдохновляли идеей строительства дорог, потом, когда жители дороги охотно строили, привозили кино, открывали магазины, приезжали театры и ансамбли с концертами. Но «порадоваться» давали жителям кишлаков недолго. Потом приезжали войска и насильственно увозили всех в хлопковые районы.

Жители Оби-Хингоу (Вахьё) переносили переселение особенно тяжело. Если в горах умеренный климат, здоровый воздух, чистая вода, то в долине – страшная жара, грязь, эпидемии да еще химия. В первые несколько лет от невыносимости условий умирали до двух третей населения горных кишлаков.

Если население кишлака шейхов выселили около 1939 года еще до войны, то вся долина была выселена уже в пятидесятые годы при Хрущеве.

Двое тогда еще молодых ребят, Мирзо Шехмуродов и Назри Олимов, не захотели переезжать на хлопок ни за что на свете. Они хотели остаться в долине во что бы то ни стало. Тогла они закончили соответствущий техникум и пошли рабочими на гидростанцию. В дальнейшем они стали вдвоем управлять делами гидростанции в кишлаке Сангвор, ездить на лошадях и снимать показания с приборов, регистрировать уровень воды в Оби-Хингоу и ее притоках. Так как жители кишлаков во время переселения бросали имущество и книги, гидрологи собрали хорошую библиотеку старинных книг.

Следует отметить, что после двух «реформ» таджикской письменности в двадцатые и тридцатые годы, с легкой руки Сахриддина Айни, все станые книги, написанные арабским шрифтом, стали непонятны или плохопонятны. После войны все что написано арабским шрифтом было объявлено Кораном и пропагандой, а все кто владел подобными книгами – басмачами, и огромное количество книг, составлявших культурное наследие бухарского эмирата было зверски уничтожено. Естественно, что на вопрос, задаваемый старикам, про книги, ответом всегда было «нет, мы неграмотные. Книг не читаем», хотя многие припрятывали старые книги в тайных местах...

Итак, гидрологи были чуть ли не единственными людьми в долине. Единственной семьей, оставшейся на мазоре Хазрати-Бурх, была семья слепого шейха (его звали Кобри Зулбайта). Слепой шейх по отзывам был человеком алчным и брал с паломников за молитвы огромные деньги, и им были недовольны. Шейх при этом содержал огромные стада, за счет которых окрестный совхоз регулярно выполнял план, поэтому шейха трогать было не очень просто. Гидрологи вели со слепым затяжной спор, доходивший до прокурора. В результате уже в начале 70 годов шейха вынудили переселиться пониже и уйти от мазора, он умер в середине семидесятых годов. Таким способом гидрологи получили всю дорогу к Хазрати-Бурху под свой контроль.

Гидрологи были очень приветливыми, культурными и образованными людьми, они нам много рассказывали об истории долины и о мусульманстве.

Таким кишлак Сангвор с гидростанцией является ближайшим населенным пунктом к мазору, от Сангвора – примерно 6 часов ходьбы или 25 километров тропы.

Состояние мазора в 1982-1984

Мне довелось посетить Хазрати-Бурх дважды, в 1982 и в 1984 году. В 1982 году мазор представлял собой круглый зал с правильным сферическим куполом, около 3 метров в диаметре, с двумя минаретами перед входом. Чтобы купол сверкал, его покрыли жестью, от чего он блестел на солнце и был виден за несколько километров. Сам мазор и минареты были сделаны из «бухарского» кирпича. Перед входом в мазор оборудована красивая резная веранда, к которой примыкала небольшая деревянная пристройка. Мазор стоит на самом обрыве, и раньше к нему примыкала также «чиль-хона» – комната для сорокадневных молений, которая после землетрясения оказалась разрушенной. Перед входом в Мазор стоит священный камень. Территорию Мазора отгораживает арык и сплетенные тополь и береза.

Сбоку от мазора – несколько домиков, предназначенных для паломников.

Место, на котором стоит мазор, воистину чудесное. Три горы, одна из которых – шеститысячной высоты, сходятся вместе образуя теругольник. Облака разбиваются о горы, и в месте мазора создается особенное пространство, а котором чувствуешь себя защищенным. Я видел сильный ливень с грозой, буквально в десятке метров бушевала стихия, но на мазор не падало ни одной капли, и скоро появилась радуга !

В 1983 году в долине было землетрясение, обвалился купол и пострадал минарет, которые были наскоро заделаны местными жителями. Несколько раз пытались организовать ремонт мазора, заказывали вертолет который сбрасывал мешки с цементом, но при такой удаленности и при отсутствии поддержки властей ремонт организовать было трудно.

Когда я был на Хазрати-Бурхе, я там встречал несколько групп паломников. Приходили также люди из Курган-Тюбинской области которые раньше жили в кишлаке шейхов, рассказывали как оно было в старые времена, где стоял дом, где стояла школа. Все шейхи мечтали вернуться назад. В восьмидесятые годы запреты на поселения были сняты и многие таджики стали возвращаться в те долины, где они жили до этого. Деятельность совхоза Миёнаду стала расширяться. В летнее время в период большого наплыва паломников старики-шейхи из окрестных кишлаков организовывали «дежурства» на мазоре, поочередно сменяя друг друга, чтобы читать молитвы для паломников. Когда мы стояли около мазора и подошли очередная группа, нам стали дарить лепешки с хлебом. Долгом мусульманина является закят – раздача денег на благотворительные нужды. Став около мазора, мы являлись как бы страждущими, и нам стали охотно подносить хлеб.

Добро следует творить анонимно, не требуя за это вознаграждения и не пытаясь прославить свое имя. Но при этом следует также и давать другим сделать добро, и не отказываться от чужих услуг. Нередко около мазоров оставляют деньги. Видя эти деньги, надо их взять, израсходовать достойным образом и пожелать добра и исполнения желаний тому человеку, который их оставил. Когда мы были на мазоре, несколько групп совершали ритуальные пения всю ночь при полной Луне.

Шейх нас спросил, есть ли у нас фотоаппараты. Мы не знали, что ответить, но шейх заставил нас достать фотоаппараты и делать снимки. Мы спросили – почему, веди у мусульман не принято рисовать и фотографировать людей и животных... Дело не в этом – сказал шейх, сейчас, когда повсюду падает вера, это не так уж и важно. Значительно важнее, чтобы наши дети тоже все видели и помнили .