Вторник
19.03.2024
16:27
Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 441
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Flag Counter

Всё о Таджикистане (или почти всё...)

Деха Лангар

Деҳаи Лангар – Village Langar

Дата образования:

Что означает это название: Топоним «Лангар» имеет несколько значений: ЛАНГАР – 1. якорь, место стоянки, постоялый двор, караван-сарай, почтовая станция, дервишская обитель, в переносном: кратковременная остановка каравана у поселений, где имелись источник воды и столовая служба, привалочный пункт для караванов. 2. «Святое место», «захоронение святого» - аналог -  в Средней Азии - «мазор». ЛАНГАР - остановка, стоянка, почтовая станция, постоялый двор; место, где раздают пищу; монастырь, обитель; вал вокруг могилы знатных людей, кладбище, наиболее полными значениями этого слова: "якорь", "остановка", "стоянка".. Топонимический ареал - юг Средней Азии, особенно Таджикистан, а также Афганистан и Иран. Индоевропейские параллели: тадж. лангар, перс. ленгер - "якорь", "маятник", "стоянка"; латин. аnсоrа, нем. и голл. аnсеr, англ. anchor, франц. аnсrе, рус. якорь, хинди langak. Вспомним и перс. ленгерах - "гавань". ЛАНГАР. Слово Лангар имеет множество значений  на разных восточных языках. Первое  – «якорь» – считалось, что  там, где остановится верблюд странника,  то есть «бросит якорь» и следует возводить обитель. «Равновесие, палка канатоходца» -  некий баланс,  вселенская гармония. В последствии слово «лангар» приобрело высшее значение – «святая обитель», «последняя надежда», «приют для странников».

Карта местности на Google map:

География: Лангар расположена на высоте ________м от уровня моря (38.900987, 71.059865), на правом берегу реки Оби Хингов , граничит с дехом Лоджург находящиеся на расстоянии 5,4 км по дороге РД093 вверх по течению реки Оби Хингов и дехом Нусони находящиеся на расстоянии 3 км по дороге РД093 вниз по течению реки Оби Хингов.

Расстояние до центра джамоата 8 км

Расстояние до центра района 72 км

Расстояние до г. Душанбе 270 км

Как добраться:

Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона.

Население

  1959 1976 1989 1999 2009 1.1.2017
Количество домохозяйств            
Количество населения           493
из них мужчин            
из них женщин            
Количество медпунктов            
Количество школ            

Известные уроженцы:

 

Исторические факты:

29 марти соли 2012 таҳти раёсати Маҳмадсаид Убайдуллоев иҷлосияи ҳаштуми Маҷлиси миллии Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон даъвати чорум бо баррасии 48 масъалаҳо баргузор гардид. Дар ҷаласа ҳамчунин, тибқи пешниҳоди Ҳукумати Ҷумҳурии Тоҷикистон дар асоси илтимосномаҳои Маҷлиси вакилони халқи ноҳияи Ҳисор, вилоятҳои Хатлон ва Суғд номи як қатор шаҳрак, деҳот ва деҳаҳо тағйир дода шуданд. Бо Қарори Маҷлиси миллии Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон илтимосномаи Маҷлиси вакилони ноҳияи Тавилдара бобати бо хурд намудани деҳоти «Сангвор» ташкил кардани деҳоти «Ваҳдат», ки деҳаҳои Ғовд, Алисурхон, Нусонӣ, Лангар, Лоҷург, Сарха, Хубон, Сикад, Роға, Арзинг, Сангвор ва Найгуфт дар ҳайати он шомил мебошанд, бо маркази маъмурӣ дар деҳаи Лоҷург дастгирӣ ёфт.

Достопримечательности:

Мазор Хазрати Алаутдина в Лангаре (Владимир Анатольевич Сазонов, 1982-1984)

По дороге в Хазрати-Бурх, не доходя двадцати километров до Сангвора, стоит большой кишлак Лангар. От кишлакак вверх на гору тянется узкая тропинка. Поднявшись на высоту несколько сотен метров через заросли дикого винограда попадаешь в великолепное место. Перед глазами встает двойной мраморный грот. По бокам от грота – несколько человеческих каменных фигур, образованных выветриванием. Прямо из скалы течет тонким ручейком целебная вода. А напротив – вид на шеститысячные вершины Памира в предгорьях Пика Коммунизма.

В левом гроте растет дерево, цепляясь корнями за камни, так что все его корни навиду. Под деревом и расположена святая могила. Время от времени сюда приходит ночевать коза с козленком. В правом гроте стоит маленький деревянный навес, под которым и живет шейх. Шейха зовут Ашур. Он очень эрудирован, и рассказывал нам огромное множество историй и легенд об исламе, о святых. Он живет в пещере более двадцати лет.

Один из нас спросил Ашура, есть ли в Таджикистане суфии. Ашур ответил так :

«Когда я был маленький, после войны меня мама брала на базар. Там бывало такое, мужик наденет колпак на голову, возьмет балалайку и бренчит. Это и были суфии... А сейчас – сейчас же в космос летают – ну какие же сейчас суфии ?»

Хотя Ашур очень приветливо относился к нам, он ничего не объяснял нам о собственно мазоре Хазрати Алаутдина и отказывался читать для нас молитвы.

История Ашура такова.

В конце пятидесятых – начала шестидесятых годов он учился в Кулябском Педагогическом Институте, не закончил. Потом крутился на Путовском базаре в Душанбе, зарабатывал случайными работами. Ничем особенно не выделялся. Однажды ему приснился сон, что Хазрати-Алаутдин явился к нему и поручил ухаживать за своей могилой. Он пошел в душанбинскую мечеть и обсудил сон с муллой. Мулла сказал, что он должен идти к святой могиле, но сначала он должен жениться. Ему нашли невесту из бедной семьи без колыма. После свадьбы он ушел жить в пещеру. Там он живет только 10 месяцев в году, зимой он на пару месяцев возвращается к семье. Злые языки говорят, что жена его даже не подозревает, где он находится – так, уезжает «по делам»... Итак, Ашур пошел в долину Вахё, которая была пустынна, так как всех жителей выселили на хлопок. Только глубоко в горах, на Тупчаке, жили незаконные поселенцы, и несколько гидростанций и метеостанций – вот и все что осталось в некогда пышной долине. И конечно же группы паломников не прекращали ходить на Хазрати-Бурх...

В кишлаке Лангар обитаемой была только одна метеостанция, на которой работал немец Эрик. Ашур в первую очередь познакомился с Эриком и объяснил ему свою миссию. Эрик решил его поддержать. И началась огромная работа. Грот был недоступен, обрывист и непригоден для паломничества. Ашур и Эрик расчистили дорогу ко гроту, выравняли площадку и благоустроили мазор. К работе привлекались паломники, которые шли на Хазрати-Бурх. За семь лет работы были полностью завершены и мазор стал прекрасным местом для молитв и медитаций. В дальнейшем, когда в долину понемногу стало возвращаться население, роль Ашура в жизни долины ослабла. Ашур не нашел контакта ни с гидрологами, ни со слепым шейхом Хазрати-Бурха. У них возникали споры и взаимные обвинения в корыстности. Около 86 года Ашур ушел из долины, может быть не без вмешательства КГБ, которая в Таджикистане также расхлебывает клановые конфликты. Что было дальше Ашуром и с пещерой Хазрати-Алаутдина, я не знаю.

Хазрат Аллоуддин считается сыном знаменитого сподвижника Мухаммада, одного из семи мудрецов суфийской традиции Салмана Фарси, то есть Соломона Перса. Салман Фарси был евреем, практиковавшим зороастризм, а потом христианство. Позже он присоединился к Мухаммаду и стал одним из столпов раннего ислама. Как передает традиция, пророк часто вел беседы со своими ближайшими последователями, сидя на суфе, под навесом из пальмовых листьев, который также называется «суфа». Именно отсюда и происходит изначально слово «суфизм» — то есть «люди суфы в доме пророка», или находящиеся под сенью (пальмовым навесом) в доме пророка, как свидетели живого слова Истины. Заметим, что пальмовая ветвь — это символ новой инициации, в противоположность ветви акации как символу инициации ветхой. Позже «суфизм» стали выводить из слова «суф» (шерстяная накидка из верблюжьей шерсти, носимая дервишами) или искаженного «софия» (греч. «мудрость»). Идрис-Шах вообще считает, что «суфизм» происходит из междометия «суффф!» как особого ритуального восклицания. Хазрат Аллоуддин появился в этих краях, вероятно, в конце VII века. Место, считающееся его могилой, представляет собой весьма живописный гигантский грот, в котором стоит циклопический каменный гроб, метров пяти длиной. Вход в грот представляет собой бело-розовую арку из чистого мрамора высотой, наверное, более десяти метров, напоминающую по форме арку готического собора. Ее видно издалека, она выделяется на фоне заросшего темным арчовником склона и, на первый взгляд, кажется — благодаря своим четким и гармоничным формам — творением человеческих рук. (https://instagram.com/vakhiyo?igshid=...)

 

Исторические документы:

МАДЖЛИСИ МИЛЛИ МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 марта 2012 года № 307

ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДЕХОТА ВАХДАТ ТАВИЛДАРИНСКОГО РАЙОНА

Рассмотрев предложение Правительства Республики Таджикистан «О ходатайстве Маджлиса народных депутатов Тавилдаринского района об образовании дехота Вахдат Тавилдаринского района», в соответствии со статьей 8 Конституционного закона Республики Таджикистан «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Таджикистан» Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:

1. В составе Тавилдаринского района за счет разукрупнения дехота Сангвор образовать дехот Вахдат с административным центром село Лоджург.

2. В состав дехота Вахдат включить сёла Говд, Алисурхон, Нусони, Лангар, Лоджург, Сарха, Хубон, Сангвор, Найгуфт, Сикад, Рога, Арзинг и, соответственно, вывести их из состава Сангвор.

Председатель Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан      М. Убайдуллоев

г. Душанбе,