Понедельник
22.05.2017
20:38
Форма входа
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 236
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Всё о Таджикистане (или почти всё...)

Деха Лангар

Деҳаи Лангар – Village Langar

Что означает это название: Топоним «Лангар» имеет несколько значений: ЛАНГАР – 1. якорь, место стоянки, постоялый двор, караван-сарай, почтовая станция, дервишская обитель, в переносном: кратковременная остановка каравана у поселений, где имелись источник воды и столовая служба, привалочный пункт для караванов. 2. «Святое место», «захоронение святого» - аналог -  в Средней Азии - «мазор». ЛАНГАР - остановка, стоянка, почтовая станция, постоялый двор; место, где раздают пищу; монастырь, обитель; вал вокруг могилы знатных людей, кладбище, наиболее полными значениями этого слова: "якорь", "остановка", "стоянка".. Топонимический ареал - юг Средней Азии, особенно Таджикистан, а также Афганистан и Иран. Индоевропейские параллели: тадж. лангар, перс. ленгер - "якорь", "маятник", "стоянка"; латин. аnсоrа, нем. и голл. аnсеr, англ. anchor, франц. аnсrе, рус. якорь, хинди langak. Вспомним и перс. ленгерах - "гавань". ЛАНГАР. Слово Лангар имеет множество значений  на разных восточных языках. Первое  – «якорь» – считалось, что  там, где остановится верблюд странника,  то есть «бросит якорь» и следует возводить обитель. «Равновесие, палка канатоходца» -  некий баланс,  вселенская гармония. В последствии слово «лангар» приобрело высшее значение – «святая обитель», «последняя надежда», «приют для странников».

Карта местности на Google map:

География: Лангар расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с (дехами, городами):____________

Расстояние до центра джамоата __ км

Расстояние до центра района __ км

Расстояние до г.Душанбе_____ км

Как добраться:

Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона. В любом случае необходимо торговаться с таксистами.

Население ______ чел.

Известные уроженцы:

 

Исторические факты:

29 марти соли 2012 таҳти раёсати Маҳмадсаид Убайдуллоев иҷлосияи ҳаштуми Маҷлиси миллии Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон даъвати чорум бо баррасии 48 масъалаҳо баргузор гардид. Дар ҷаласа ҳамчунин, тибқи пешниҳоди Ҳукумати Ҷумҳурии Тоҷикистон дар асоси илтимосномаҳои Маҷлиси вакилони халқи ноҳияи Ҳисор, вилоятҳои Хатлон ва Суғд номи як қатор шаҳрак, деҳот ва деҳаҳо тағйир дода шуданд. Бо Қарори Маҷлиси миллии Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон илтимосномаи Маҷлиси вакилони ноҳияи Тавилдара бобати бо хурд намудани деҳоти «Сангвор» ташкил кардани деҳоти «Ваҳдат», ки деҳаҳои Ғовд, Алисурхон, Нусонӣ, Лангар, Лоҷург, Сарха, Хубон, Сикад, Роға, Арзинг, Сангвор ва Найгуфт дар ҳайати он шомил мебошанд, бо маркази маъмурӣ дар деҳаи Лоҷург дастгирӣ ёфт.

Достопримечательности:

Мазор Хазрати Алаутдина в Лангаре (Владимир Анатольевич Сазонов, 1982-1984)

По дороге в Хазрати-Бурх, не доходя двадцати километров до Сангвора, стоит большой кишлак Лангар. От кишлакак вверх на гору тянется узкая тропинка. Поднявшись на высоту несколько сотен метров через заросли дикого винограда попадаешь в великолепное место. Перед глазами встает двойной мраморный грот. По бокам от грота – несколько человеческих каменных фигур, образованных выветриванием. Прямо из скалы течет тонким ручейком целебная вода. А напротив – вид на шеститысячные вершины Памира в предгорьях Пика Коммунизма.

В левом гроте растет дерево, цепляясь корнями за камни, так что все его корни навиду. Под деревом и расположена святая могила. Время от времени сюда приходит ночевать коза с козленком. В правом гроте стоит маленький деревянный навес, под которым и живет шейх. Шейха зовут Ашур. Он очень эрудирован, и рассказывал нам огромное множество историй и легенд об исламе, о святых. Он живет в пещере более двадцати лет.

Один из нас спросил Ашура, есть ли в Таджикистане суфии. Ашур ответил так :

«Когда я был маленький, после войны меня мама брала на базар. Там бывало такое, мужик наденет колпак на голову, возьмет балалайку и бренчит. Это и были суфии... А сейчас – сейчас же в космос летают – ну какие же сейчас суфии ?»

Хотя Ашур очень приветливо относился к нам, он ничего не объяснял нам о собственно мазоре Хазрати Алаутдина и отказывался читать для нас молитвы.

История Ашура такова.

В конце пятидесятых – начала шестидесятых годов он учился в Кулябском Педагогическом Институте, не закончил. Потом крутился на Путовском базаре в Душанбе, зарабатывал случайными работами. Ничем особенно не выделялся. Однажды ему приснился сон, что Хазрати-Алаутдин явился к нему и поручил ухаживать за своей могилой. Он пошел в душанбинскую мечеть и обсудил сон с муллой. Мулла сказал, что он должен идти к святой могиле, но сначала он должен жениться. Ему нашли невесту из бедной семьи без колыма. После свадьбы он ушел жить в пещеру. Там он живет только 10 месяцев в году, зимой он на пару месяцев возвращается к семье. Злые языки говорят, что жена его даже не подозревает, где он находится – так, уезжает «по делам»... Итак, Ашур пошел в долину Вахё, которая была пустынна, так как всех жителей выселили на хлопок. Только глубоко в горах, на Тупчаке, жили незаконные поселенцы, и несколько гидростанций и метеостанций – вот и все что осталось в некогда пышной долине. И конечно же группы паломников не прекращали ходить на Хазрати-Бурх...

В кишлаке Лангар обитаемой была только одна метеостанция, на которой работал немец Эрик. Ашур в первую очередь познакомился с Эриком и объяснил ему свою миссию. Эрик решил его поддержать. И началась огромная работа. Грот был недоступен, обрывист и непригоден для паломничества. Ашур и Эрик расчистили дорогу ко гроту, выравняли площадку и благоустроили мазор. К работе привлекались паломники, которые шли на Хазрати-Бурх. За семь лет работы были полностью завершены и мазор стал прекрасным местом для молитв и медитаций. В дальнейшем, когда в долину понемногу стало возвращаться население, роль Ашура в жизни долины ослабла. Ашур не нашел контакта ни с гидрологами, ни со слепым шейхом Хазрати-Бурха. У них возникали споры и взаимные обвинения в корыстности. Около 86 года Ашур ушел из долины, может быть не без вмешательства КГБ, которая в Таджикистане также расхлебывает клановые конфликты. Что было дальше Ашуром и с пещерой Хазрати-Алаутдина, я не знаю.