Пятница
15.11.2024
19:28
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 461
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Flag Counter

Всё о Таджикистане (или почти всё...)

Деха Пискокат (Вафоканд)

Деҳаи Пискокат – Village Piskokat

Пискотат сайқали рӯйи замин аст,

Ҳавояш тозаву обаш ширин аст.

Дата образования: было основано в период античности - раннего средневековья.  [В.И.Бушков, 1995, с.37, 52]

Прежнее название: "Вафокат \ Вафоканд". Давным-давно, еще «до прихода Мухаммеда», Пискокат, небольшой кишлак, расположенный в верховьях р. Аштсой, основали люди, пришедшие сюда из Балха. Сейчас место, где некогда обосновались эти пришельцы, называется махалля «калъа» («крепость»), а старое название этого поселения неизвестно. Рассказывают, что пришедшие сюда позже арабы-завоеватели, видимо отдавая должное мужеству защитников, назвали кишлак Вофо- кат, что значит «твердо стоявшие», и лишь позднее он стал Пискокатом. (Л. А. Чвырь «ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДАНИЯХ АШТСКИХ ТАДЖИКОВ»)

Что означает это название:

Карта местности на Googlemap:

География: Пискокат расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с (дехами, городами):____________

Расстояние до центра джамоата 11 км

Расстояние до центра района 46 км

Расстояние до центра области г. Худжанд  _____ км

Расстояние до г. Душанбе_____ км

Как добраться:

Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона. 

История села:

Селение Пискокат расположено в 7 км выше Ашта по долине Аштсая. Кишлак был небольшим по размеру. В 1881 г. здесь насчитывалось 85 хозяйств; 1884 г. - 127 [ЦГА РУ, ед.хр.635, с.17; ЦГА РУ, ед.хр.1178, с.ЗЗ об], в 1909 г. - 154 хозяйства, в 1914 г. - 150, 128 хозяйств в 1917 г., 103 в 1925 г., 75 в 1926 г. и 149 хозяйств в 1928 г. [Список населенных мест..., 1909, с.121; П.Е.Кузнецов, 1915, с.2; Материалы переписи... 1917 г., 1924, с.43; Список населенных мест..., 1925, с.81; Материалы переписи... 1926 г., 1927, с.180-182, Список населенных пунктов..., 1929, с.8-10]. Как видно, здесь произошло уменьшение численности населения к 1917 г., которое продолжалось до 1926 г. Это выбивается из общей закономерности, когда переписи показывают резкий рост населения к 1926 г. Рост численности произошел позже, видимо, кишлак, расположенный за Аштом, не сразу оправился от последствий гражданской войны и басмаческого движения. Кишлак был населен таджиками; межнациональных браков не заключалось. Пискокат имел тесные связи с Аштом, куда жители ездили на базар. Они продавали скот, фрукты, картошку. Такая специализация на разведении скота связана с тем, что выше кишлака по долине сая расположено только одно селение Оби Ашт, поэтому здесь хватало земли и богатых пастбищ. Раньше земли Оби Ашта принадлежали Пискокату, лишь позже здесь осели переселенцы из Ошобы. Согласно преданиям, первоначально ошобинцы нанимались работниками в Пискокат, пасли скот, и лишь позднее осели, образовав новое поселение [Пол.тетр.1, 1999, с.3638]. Пискокат славился своими пекарями. Отхожим специализированным промыслом большой части жителей являлось хлебопечение во многих городах Ферганской долины [Н.О.Турсунов, 1991, с.401]. Здесь были также известные муллы, поэтому разрешать различные вопросы люди приезжали даже из Ашта. Кишлак делился на 3 махалля - Калъа, Поён и Боло; в каждой махалля имелась мечеть. В кишлаке имелось также территориальное деление не на основе махалля - в нижней части селения проживали потомки самых поздних переселенцев в Пискокат из Балха, в верхней части проживали потомки древнего населения Пискоката [Пол.тетр.1, 1999, с.37]. Кишлак имел большое значение в качестве религиозного центра. Долину Аштсая замыкает вершина Бобои Об (3760 м), высшая точка Кураминского хребта. Роль горы Бобои Об в религиозных верованиях населения Северо-Западной Ферганы изучалась В.Л.Огудиным [В.Л.Огудин, в печати]. Гора является объектом поклонения, в летний период на нее совершаются паломничества. На вершине горы и у ее подножия расположены мазары, под горой находится священный источник. Паломники бросают в источник монеты и пшеницу, совершив молитву, зачерпывают гость воды. Существует поверье, что, если попадется монета - это к богатству, зерна пшеницы - к хорошему урожаю [Пол.тетр.1, 1999, с.38]. источник: http://www.odnoklassniki.ru/piskokat/topic/62125708976266

Население

  1881 1884 1909 1914 1917 1925 1926 1928 1959 1979 1989 1999 2009 1.1.2017
Количество домохозяйств 85 127 154 150 128 103 75 149            
Количество населения                           2345
из них мужчин                            
из них женщин                            
Количество медпунктов                            
Количество школ                            

Известные уроженцы:

 

Достопримечательности:

В самом Пискокате есть 4 почитаемых мазара, которые как бы защищают кишлак с четырех сторон - Бобои Косим, Бобои Мулло-Джамоль-уд-дин, Хазрати Аб-дуррахман-Ауф, Бобои Тоуба. Мощей в мазарах нет, над мазарами есть только купола (гумбазы) [П.Е.Кузнецов, 1915, с.9].

Пискокятъ раньше назывался Вафокяндь. Подобно чодакцамъ, пискокятцы живутъ, хранимые 4 угодниками: 1) бобо-и-Косымъ, 2) бобои-Мулло-Джамоль-уд-динъ, 3) хазряты-Абдуррахманъ-Ауфъ и 4)бобо-и-Тоуба. Всѣ четверо- выходцы изъ Мекки и Медины; когда пришли въ Пискокятъ — неизвѣстно. Мощей этихъ святыхъ нѣтъ. надъ мазарами ихъ есгь толь-ко купола (гумбазы). (Известия Туркестанского отдела Русского географического общества, том 11, вып.2, часть 1)