Деҳаи Пискокат – Village Piskokat
Пискотат сайқали рӯйи замин аст,
Ҳавояш тозаву обаш ширин аст.
Дата образования: было основано в период античности - раннего средневековья. [В.И.Бушков, 1995, с.37, 52]
Прежнее название: "Вафокат \ Вафоканд". Давным-давно, еще «до прихода Мухаммеда», Пискокат, небольшой кишлак, расположенный в верховьях р. Аштсой, основали люди, пришедшие сюда из Балха. Сейчас место, где некогда обосновались эти пришельцы, называется махалля «калъа» («крепость»), а старое название этого поселения неизвестно. Рассказывают, что пришедшие сюда позже арабы-завоеватели, видимо отдавая должное мужеству защитников, назвали кишлак Вофо- кат, что значит «твердо стоявшие», и лишь позднее он стал Пискокатом. (Л. А. Чвырь «ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДАНИЯХ АШТСКИХ ТАДЖИКОВ»)
Что означает это название:
Карта местности на Googlemap:
География: Пискокат расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с (дехами, городами):____________
Расстояние до центра джамоата 11 км
Расстояние до центра района 46 км
Расстояние до центра области г. Худжанд _____ км
Расстояние до г. Душанбе_____ км
Как добраться:
Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона.
История села:
Селение Пискокат расположено в 7 км выше Ашта по долине Аштсая. Кишлак был небольшим по размеру. В 1881 г. здесь насчитывалось 85 хозяйств; 1884 г. - 127 [ЦГА РУ, ед.хр.635, с.17; ЦГА РУ, ед.хр.1178, с.ЗЗ об], в 1909 г. - 154 хозяйства, в 1914 г. - 150, 128 хозяйств в 1917 г., 103 в 1925 г., 75 в 1926 г. и 149 хозяйств в 1928 г. [Список населенных мест..., 1909, с.121; П.Е.Кузнецов, 1915, с.2; Материалы переписи... 1917 г., 1924, с.43; Список населенных мест..., 1925, с.81; Материалы переписи... 1926 г., 1927, с.180-182, Список населенных пунктов..., 1929, с.8-10]. Как видно, здесь произошло уменьшение численности населения к 1917 г., которое продолжалось до 1926 г. Это выбивается из общей закономерности, когда переписи показывают резкий рост населения к 1926 г. Рост численности произошел позже, видимо, кишлак, расположенный за Аштом, не сразу оправился от последствий гражданской войны и басмаческого движения. Кишлак был населен таджиками; межнациональных браков не заключалось. Пискокат имел тесные связи с Аштом, куда жители ездили на базар. Они продавали скот, фрукты, картошку. Такая специализация на разведении скота связана с тем, что выше кишлака по долине сая расположено только одно селение Оби Ашт, поэтому здесь хватало земли и богатых пастбищ. Раньше земли Оби Ашта принадлежали Пискокату, лишь позже здесь осели переселенцы из Ошобы. Согласно преданиям, первоначально ошобинцы нанимались работниками в Пискокат, пасли скот, и лишь позднее осели, образовав новое поселение [Пол.тетр.1, 1999, с.3638]. Пискокат славился своими пекарями. Отхожим специализированным промыслом большой части жителей являлось хлебопечение во многих городах Ферганской долины [Н.О.Турсунов, 1991, с.401]. Здесь были также известные муллы, поэтому разрешать различные вопросы люди приезжали даже из Ашта. Кишлак делился на 3 махалля - Калъа, Поён и Боло; в каждой махалля имелась мечеть. В кишлаке имелось также территориальное деление не на основе махалля - в нижней части селения проживали потомки самых поздних переселенцев в Пискокат из Балха, в верхней части проживали потомки древнего населения Пискоката [Пол.тетр.1, 1999, с.37]. Кишлак имел большое значение в качестве религиозного центра. Долину Аштсая замыкает вершина Бобои Об (3760 м), высшая точка Кураминского хребта. Роль горы Бобои Об в религиозных верованиях населения Северо-Западной Ферганы изучалась В.Л.Огудиным [В.Л.Огудин, в печати]. Гора является объектом поклонения, в летний период на нее совершаются паломничества. На вершине горы и у ее подножия расположены мазары, под горой находится священный источник. Паломники бросают в источник монеты и пшеницу, совершив молитву, зачерпывают гость воды. Существует поверье, что, если попадется монета - это к богатству, зерна пшеницы - к хорошему урожаю [Пол.тетр.1, 1999, с.38]. источник: http://www.odnoklassniki.ru/piskokat/topic/62125708976266
Население
1881 | 1884 | 1909 | 1914 | 1917 | 1925 | 1926 | 1928 | 1959 | 1979 | 1989 | 1999 | 2009 | 1.1.2017 | |
Количество домохозяйств | 85 | 127 | 154 | 150 | 128 | 103 | 75 | 149 | ||||||
Количество населения | 2345 | |||||||||||||
из них мужчин | ||||||||||||||
из них женщин | ||||||||||||||
Количество медпунктов | ||||||||||||||
Количество школ |
Известные уроженцы:
Достопримечательности:
В самом Пискокате есть 4 почитаемых мазара, которые как бы защищают кишлак с четырех сторон - Бобои Косим, Бобои Мулло-Джамоль-уд-дин, Хазрати Аб-дуррахман-Ауф, Бобои Тоуба. Мощей в мазарах нет, над мазарами есть только купола (гумбазы) [П.Е.Кузнецов, 1915, с.9].
Пискокятъ раньше назывался Вафокяндь. Подобно чодакцамъ, пискокятцы живутъ, хранимые 4 угодниками: 1) бобо-и-Косымъ, 2) бобои-Мулло-Джамоль-уд-динъ, 3) хазряты-Абдуррахманъ-Ауфъ и 4)бобо-и-Тоуба. Всѣ четверо- выходцы изъ Мекки и Медины; когда пришли въ Пискокятъ — неизвѣстно. Мощей этихъ святыхъ нѣтъ. надъ мазарами ихъ есгь толь-ко купола (гумбазы). (Известия Туркестанского отдела Русского географического общества, том 11, вып.2, часть 1)