Понедельник
14.10.2024
11:15
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 461
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

Всё о Таджикистане (или почти всё...)

Джамоат пос. им. С.М.Кирова

Ҷамоати шаҳраки ба номи С.М.Киров – Jamoat of town named by S.M.Kirov

Дата образования:
 
Что означает это название:

Центр: пгт. им. С.М.Кирова

Территория:_________ кв.км

Население джамоата, 

Название городов,

дехов и пгт.

Население городов, дехов и пгт. на:

Расстояние от центра 

джамоата до деха, км.

15.01.1959

1970

1979

 1989

1999 2009

 1.1.2017

8 март

 

 

 

 

   

 

 

Окгаза

 

 

 

 

   

 

 

Ботуробод 

 

 

 

 

   

 

 

 Кизилсой

 

 

 

 

   

 

 

 пгт. им. С.М.Кирова

 

 

 

 

   

 

 

Куштеппа 

 

 

 

 

   

 

 

 Ленин

 

 

 

 

   

 

 

 Мардатсой

 

 

 

 

   

 

 

 Навобод

 

 

 

 

   

 

 

 Октеппа

 

 

 

 

   

 

 

 Октябрь

 

 

 

 

   

 

 

 Рузиобод

 

 

 

 

   

 

 

 Теппалик

 

 

 

 

   

 

 

 Тоджикистон

 

 

 

 

   

 

 

Хосилобод                
Шаршара                
Шуртеппа                
Чоргултеппа                
Янгиарик                
Янгиёр                
Янгихаёт                

на 1.1.2017 г.

Достопримечательности:  

Буддийский монастырь Аджина Теппе

Местонахождение - Хатлонская область, Вахшский район.
Расположение - в 12,5 км к востоку от города Курган-Тюбе, на территории центральной усадьбы хозяйства им. Саидкула Турдыева (бывший совхоз имени Кирова).
Транспорт - попутный автотранспорт или такси из города Курган-Тюбе.

Аджина-Теппе («Чёртов холм», «Ведьмин холм», «Холм нечистой силы») – так называли здешние жители неприметное, окружённое с трёх сторон сбросовыми арыками, густо поросшее колючкой возвышенное место, которое было покрыто бесформенными буграми и ямами.(www.tdc.tj)
Когда в 1959 году на холм впервые прибыли археологи, то проведя первичный осмотр, сделали вывод, что это не просто бесформенные нагромождения земли, а остатки какого-то древнего сооружения прямоугольной формы, состоящего из двух равных по величине квадратов, разделённых перемычкой-валом.

В 1961 году на этом месте начались масштабные раскопочные работы, которые велись в течение нескольких лет. Было извлечено из земли свыше полутысячи памятников искусства: скульптур, рельефов, настенной живописи и их фрагментов. Степень сохранности этих находок весьма различна; среди них имеются как совершенно целые, так и сохранившиеся фрагментарно, историко-художественная ценность последних сравнительно невелика. В результате проведённых работ было установлено, что развалины Аджина-Теппе представляют собой остатки единого ансамбля жилых и культовых помещений буддийского монастыря VII–VIII веков.(www.tdc.tj) 

Проникновение буддизма в Центральную Азию и существование здесь буддийских монастырей засвидетельствовано и китайскими, и арабскими письменными источниками. В частности, Бируни почти тысячу лет назад писал: «В древние времена в Хоросане, Фарсе, Иране и Мосуле, вплоть до границ Сирии, придерживались буддийской религии до той поры, пока Заратуштра не выступил из Азербайджана и не стал проповедовать маздеизм в Балхе». Существует мнение, что историю буддизма в Центральной Азии «следует начинать со времён греко-бактрийского царства, хотя сведения об учении Будды, а может быть, и отдельные приверженцы буддизма могли проникать сюда много раньше, в Ахеменидскую эпоху». 

Монастырь в Аджина-Теппе занимал площадь 50 Х 100 м, состоял из двух частей (храмовой и монастырской), двух прямоугольных дворов, окружённых зданиями и крепкими стенами в 2,4 м толщины. В центре каждой из частей располагался двор, который вёл в храмы. В одном из дворов находилась Большая ступа (памятное сооружение для хранения реликвий или для обозначения священных мест). Ступа террасовидная, крестообразно-звездчатая в плане. Каждый из четырех фасадов имел лестничные марши. В углах двора находились малые ступы такой же формы, как и Большая ступа. 

Монастырь был богато украшен, стены и своды покрыты живописью. В стенах имелись ниши, где находились большие и маленькие скульптуры. Центральное место в скульптуре Аджина-Теппе занимал образ Будды. На возвышениях святилища располагались крупные скульптуры сидящего Будды. В одном из коридоров на низком постаменте располагалась гигантская глиняная фигура лежащего на правом боку Будды (13,5 м длины). Это Будда в нирване. Нирвана в философии буддизма – высшее состояние духа, абсолютный, ненарушаемый покой.(www.tdc.tj)

После обнаружения глиняного Будды в 1966 году для скульптуры началась как бы вторая жизнь. При раскопках была обнаружена почти полностью сохранившейся только нижняя часть фигуры – от пояса до подошвы ног. Верхняя часть скульптуры оказалась сильно разрушеннной. Все остальные 72 фрагмента скульптуры были найдены отдельно от неё. В том же году начались кропотливые работы реставраторов по первичной консервации фигуры и закреплению ее фрагментов, которые продолжались до 1978 года. Затем наступил многолетний перерыв, который закончился в 2000 году. 

Тогда было принято решение о возобновлении работ по реставрации имеющихся фрагментов, реконструкции утраченной части фигуры и монтажу статуи в целом. Все работы были успешно завершены к сентябрю 2001 года – за несколько месяцев до тех печальных дней, когда афганские талибы взорвали гигантские статуи Будд в Бамиане… В настоящее время скульптура Будда в нирване, найденная в Аджина-Теппе, экспонируется в Национальном музее древностей Таджикистана в городе Душанбе. Она является крупнейшей по размерам скульптурой Будды, обнаруженной на территории современной Центральной Азии.(www.tdc.tj) 

Примечательно, что изображений стоящей фигуры Будды в Аджина-Теппе не найдено. Для аджинатеппинской скульптуры характерно большое разнообразие причёсок Будды.
Среди найденных на Аджина-Теппе скульптур есть также изображения бодхисатв (божеств, находящихся на пути превращения из человека в Будду). Их малые размеры по сравнению с фигурами Будд, говорят о том, что главным объектом поклонения был Будда, а бодхисатвы занимали подчинённое положение, выступая в качестве сопровождающих его персонажей.

На скульптурных фрагментах Аджина-Теппе встречаются и изображения демонических существ в виде чудовища с разинутой пастью и вытаращенными глазами, или маски, раскрашенной в яркие цвета и с нарисованными торчащими вверх клыками в уголках рта. Возможно, что наличие скульптур и изображений такого рода существ в монастыре должно было отпугивать противников буддизма.
В оформлении интерьера помещений часто встречаются антропоморфные и зооморфные изображения: зверей (быки), птиц (уточки, фазаны), а также фризы с различными орнаментальными мотивами (цветы с причудливо изогнутыми лепестками, геометрические сюжеты).(www.tdc.tj)

Аджина-Теппе даёт представление о буддийском искусстве Тохаристана, причём комплексное, так как здесь обнаружены и памятники живописи, и скульптура. Истоки тохаристанско-буддийской школы искусства и его развитие находятся как в Индии, так и Бактрии. Можно сказать, что Аджина-Теппе является примером синтеза индо-буддийской и центральноазиатской культур, их взаимного влияния и взаимодополнения. 

В настоящее время имеются планы по продолжению исследовательских работ на Аджина-Теппе. Этот международный проект намерены претворить в жизнь ЮНЕСКО, Министерство культуры и Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана совместно с Японским Трастовым фондом по сохранению мирового культурного наследия.(www.tdc.tj)