Деҳаи Намадгути боло – Village Namadguti bolo
Что означает это название: Существует местное предание о возникновении названия села:
В Вахане есть селение Наматгут; по объяснению ваханцев, название его прежде было Намак-кут (نمك کوت), т. е. «много соли», так как около этого места были соляные копи, но потом Али (которого они так же, как и большинство мусульман, называют شاه مردان) во время битвы с легендарным Кахкаа испустил крик и вся соль в копях исчезла; от этого крика исчезла также и вся растительность в горах Вахана и Ишкашима. До того времени горы были покрыты кустарником и лесами, но во время битвы неверные спрятались всюду под прикрытие деревьев; от крика Али последние все сгорели и неверные погибли вместе с ними, горы же оголились навсегда. Местность, где теперь Горон, осталась в стороне от тех земель, где разыгралась война Али против неверных (там и нет развалин «крепостей кафиров»), поэтому крик Али туда не проник, и растительность в Гороне сохранилась. (Источник: М. С. Андреев, А. А. Половцов. Материалы по этнографии иранских племен Средней Азии: Ишкашим и Вахан // Сборник Музея антропологии и этнографии при Императорской Академии наук. [Т. 1], вып. 9. 1911.)
Карта местности на Google map:
География: Намадгут расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с (дехами, городами):____________
Расстояние до центра джамоата 12,5 км
Расстояние до центра района 12,5 км
Расстояние до центра области г. Хорог 114_ км
Расстояние до г. Душанбе 639 км
Как добраться:
Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона.
Население
1926 | 1959 | 1979 | 1989 | 1999 | 2009 | 01.01.2017 | |
Количество домохозяйств | |||||||
Количество населения | 318 | 1276 | |||||
из них мужчин | |||||||
из них женщин | |||||||
Количество медпунктов | |||||||
Количество школ |
Известные уроженцы:
Достопримечательности:
В 15-ти км. западнее Ишкашима близ кишлака Намангут находится знаменитая крепость (вернее оставшиеся от нее руины) - одна из древнейших крепостей Западного Памира - Каахка ( III в. до н.э. - VII в.). Крепость Каахка называется так по имени легендарного богатыря, царя сиахпушей - огнепоклонников. Она высится на скале посреди долины и вытянута в длину на 675 м и в ширину на 200 м. Мощные, из камня и сырцового кирпича, двойные стены укреплены 56 круглыми и квадратными башнями с бойницами. На возвышающейся в северо-западном углу цитадели расположено несколько дворцовых помещений. У примыкающего к реке, и защищенному башнями участку, в прошлом через узкое русло реки Пяндж был переброшен мост.
Рядом с крепостью на огромных валунах можно увидеть древние петроглифы. В поселке находится святое для исмаилитов место - мазар Шохи Мардон Хазрати Али, с интересным алтарем, по углам которого установлены каменные полу-шары зеленого цвета по легенде привезенные с Ближнего Востока арабами.В 20-ти км. от Намангути находится маленький поселок Даршаи, ничем не отличающийся от других поселков Ваханской долины. Даршаи стоит на месте впадения в Пяндж небольшой речки Дараи Даршай, текущей в глубоком каньоне. Прямо с дороги по правому берегу каньона можно подняться к развалинам небольшой старинной крепости. Место расположения крепости было выбрано идеально и она контролировала древний караванный путь. Вдоль каньона начинается горная тропа к доминирующей вершине района – пику Маяковского ( 6095 м.). До подножия пика с дороги два дня пути.
Расположение - в 17 км от поселка Ишкашим, в 1 км к востоку от кишлака Намангути-поён.
Транспорт - автобус Хорог - Ишкашим и далее попутным автотранспортом или такси.
Крепость Каахка называется так по имени легендарного богатыря, царя сиахпушей-огнепоклонников. Остатки этой древней глиняной крепости IV века нашей эры высятся на скалис-той возвышенности, на берегу реки Пяндж, где в него впадает со стороны Афганистана многоводный приток. Возвышенность состоит из двух гребней, вытянутых в направлении с востока на запад. Северный, большой гребень, протяженностью около полукилометра, поднимается на востоке на 125 м над уровнем реки. Очень обрывистые склоны постепенно снижаются к западу. Этот гребень обведён по краям стеной, сложенной из сырцового кирпича на каменном фундаменте. Имеется и вторая, внутренняя стена, которая сохранилась в виде оплывших глиняных валов. Эрозия сильно разрушила стены с внутренней стороны крепости, но снаружи они представляют собой довольно мощное сооружение с многочисленными башнями и можно себе представить, какой неприступной и грозной казалась она в древности, закрывая собою пути вниз по Пянджу, в сторону Ишкашима, и вверх через Гиндукуш– тропу к перевалу от устья притока, где ныне раскинулся живописный афганский кишлак Иштарг. Планировка крепости сложная и состоит как бы из трёх частей (цитадель и две площадки), где каждый элемент отвечает за свой пояс обороны, иногда сопряжённый с другими, а порой совершенно самостоятельный.(www.tdc.tj)
Площадь, занимаемая крепостью, довольно велика, длина крепостного вала достигает 750 м, а максимальная ширина – 280 м. Однако чёткой застройки внутренней площади не прослеживается. Вероятно, помещения были только в цитадели, а в остальной внутренней части они отсутствовали, что может указывать на специфическое значение укрепления – место сосредоточения воинов, охраняющих границу или Ваханский участок Великого Шёлкового пути.
Что же защищала крепость Каахка?
На этот вопрос имеется несколько версий. Весьма вероятно, что во времена Греко-Бактрийского царства и государства Кушан ваханские крепости в общем (близ кишлаков Лянгар, Ямчун, Даршай и др.) и крепость Каахка, в частности, преграждали своими мощными стенами и башнями доступ иноземным завоевателям – через долины рек Пяндж, Шахдара и Гунт – в плодородные равнинные оазисы.(www.tdc.tj)
Можно также предположить, что наряду со стратегическими задачами по защите от потенциальных завоевателей своей территории, с помощью крепости Каахка решались и локальные задачи, например, охрана важного моста через реку, который, по описаниям путешественников, существовал в этом районе ещё и в начале ХХ века.(www.tdc.tj)
В наши дни остатки крепостных стен можно видеть прямо с автотрассы, которая проходит на расстоянии 15–20 метров от крепости.
Ввиду того, что территория самой крепости находится на границе Таджикистана и Афганистана, её посещение требует согласования с местными пограничниками.(www.tdc.tj)
В сотне метров от крепости, с левой стороны от дороги, если добираться от Ишкашима, находится мазар (погребальное сооружение, объект паломничества) Шохи Мардон. Он представляет собой строение с балконом, потолок которого устроен по образцу памирского национального дома (чорхона). Внутри мазара находятся промасленные камни и рога горного козла, что свидетельствует о «святости» этого места для здешних жителей. Эти атрибуты «святости» являются отголосками древних домусульманских культов и верований, которые никогда не исчезали, но с течением времени приобретали новый смысл.(www.tdc.tj)