Понедельник
14.10.2024
10:56
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 461
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

Всё о Таджикистане (или почти всё...)

Деха Чоркух

Деҳаи Чоркӯҳ – Village Chorkuh

Чорку – село и центр джамоата (сельской общины) на севере Таджикистана. Населённый пункт лежит в узкой долине реки Исфара, окружённый горными массивами и хребтами. Равнинная часть долины около Чорку распахана под поля. Село находится у самой границы с Киргизией. Через Чорку проходит автодорога, важность которой заключается в том, что она единственная связывает эту часть страны с таджикским эксклавом Ворух. Кроме того, село известно историческими памятниками: в его окрестностях находятся средневековые мавзолеи Хазрати-баба и Лангари мохиён.

Кишлак Чорку, расположен в правом берегу р. Исфаринка, население 29290 человек, все таджики, из них 16177 женщины. Состоит из 28 махалля. С запада, юга и юго-востока граничит с населенными пунктами Самаркандекского и Актакырской Управ Республики Кыргызстан, а с востока с кишлаками Найман и Сурх Исфаринского района. Расстояние от областного центра Согдийской области, г. Худжанд - 115 км. Названия махаллей: махалли Лангар (1600 домохозяйств), махалли Хелосон и махалли Гузар (900 домохозяйств), махалли Зочол и Сари Бозор (500 домохозяйств), махалли Чакар (70 домохозяйств), махалли Чакалак (650 домохозяйств). На этой же территории находятся 2 средние школы (3500 учеников), поликлиника, 2 медпункта, детский сад, здании джамоата и отдела внутренних дел, Торговый Центр с множеством магазинов, торговых точек и т.д. (на 2006 г.)

Что означает это название: Топоним «Чоркух», означает "Четыре горы" состоит из  слова: «чор» - означающая «четыре», и таджикского слова «Кӯҳ, Куҳ, Куйи» - гора.

Карта местности на Googlemap:

 География: Чоркух расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с (дехами, городами):____________

 Является центром джамоата

 Расстояние до центра района 20 км

 Расстояние до центра области г. Худжанд 115 км

 Расстояние до г. Душанбе_____ км

Административное подчинение:

на июнь-август 1932 г. Джамсовет Чорку Исфаринского района Таджикской ССР

Являлся центром джамсовета

Население

  1932 1959 1979 1989 1999 2006 01.01.2017
Количество домохозяйств 98            
Количество населения 560         29290 33261
из них мужчин              
из них женщин              
Количество медпунктов           3  
Количество школ           2  

Известные уроженцы:

МАДЖИДОВ Мухиддин Абдуллаевич, младший сержант, командир БМП, родился 18.11.1966 в кишлаке Чорку Исфаринского района Ленинабадской области Таджикской ССР. Таджик. В Вооруженные Силы СССР призван 11.5.85 Кировским РВК г. Москва. В Республике Афганистан с октября 1985. Принимал активное участие в 11 боевых операциях. Проявил себя смелым и решительным командиром. 21.3.1987 его отделение, действуя в составе отряда обеспечения движения, прикрывало саперов, проводивших разминирование и расчистку завала. При выполнении этой задачи БМП при маневре потеряла управление и сорвалась в пропасть. МАДЖИДОВ Мухиддин Абдуллаевич погиб. Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).  Похоронен на родине.

 Ибод Файзулло (Ибодулло Файзуллоев)

 Ибод Файзулло родился 12 апреля 1935 года в селе Чоркух города Исфары.

 Многие годы находился на журналистской работе. В разные годы возглавлял газеты «Тоджикистони Совети», «Комсомоли Тоджикистон» и «Паеми Душанбе».  Был секретарем ЦК ЛКСМ Таджикистана, заведующим отделом культуры ЦК Компартии Таджикистана, секретарем Союза писателей Таджикистана.

 Депутат Верховного Совета Таджикской ССР X-XI созывов. Заслуженный работник культуры республики.

 Является автором более 20 книг. Его книги переводились на русский, украинский, белорусский, узбекский и болгарский языки.

 

Достопримечательности: 

Архитектурный Комплекс Хазрати-Бобо

Еще одно название комплекса - «Мавзолей Чорку».

В комплекс входят культовые сооружения, разные по времени постройки, но объединенные одной особенностью: все они размещёны фасадом на север. Главным считается мавзолей некоего святого, которого местное население называет по-разному «Хаст-и-Подшох», «Хаст-и-Амир», «Амир Хамза Сохибкирон» (Сохибкирон – означает «Господин счастливого сочетания звёзд»). По местной легенде мавзолей был возведен за одну ночь, и в нем якобы погребён святой Хазрати-Бобо, легендарный герой, полководец и царь Амир Хамза Сохибкирон (Амир Хамза Хасти Подшох).

Весь комплекс представляет собой уникальный памятник средневековой архитектуры и состоит из двух типов построек. Первичное здание - X–XII веков – деревянный мавзолей (мазар), с айваном (навесом) на резных колоннах, украшенных куфическим надписями и орнаментальной резьбой. Всего резных деревянных колонн, поддерживающих постройку – семь. Они уникальной формы, высотой около 2,5 м . Каждая колонна выполнена из цельного ствола дерева и покрыта орнаментом. Орнамент на всех деревянных деталях разнообразен по характеру – это растительные, геометрические, зооморфные фигуры и узоры. Причем, деревянные носители украшены совершенно непонятными животными, напоминающими птиц, змей, рыб одновременно. Возможно, это связано с религиозными верованиями древних таджиков о переселении душ.

В мазар ведут две входные двери: одна – с севера, над ней каллиграфически вписаны изречения из Корана, а также дата ремонта – 1321 год Хиджры (1903–1904 годы). Дверь была заложена декоративной решёткой, за которой верующие должны были выполнять соответствующие обряды. Другая дверь, ведущая с юго-запада, была предназначена для шейха. В центре помещения расположена могила «святого».

Второй тип построек «Хазрати-Бобо» - более поздний. Комната с четырехколонным айваном (слева от мазара) датируется XVIII–XIX веком. Стены и потолок также расписаны и отделаны декором. Это место, судя по всему, служило ночлегом паломникам. Также здесь совершались некоторые обряды, например – худои (жертвоприношение). Во дворе комплекса также находится деревянный минарет в виде трёхъярусной башни. Комплекс зданий окружён глинобитным забором. По словам старейших жителей, когда–то двор мазара являлся кладбищем. Но в середине XX века почти все могилы были сравнены с землей, так как прихожане, посещавшие мечеть, нередко проваливались в кладбищенские ямы.

- See more at: http://www.country.alltravels.com.ua/ru/Tadjikistan/penjikent/sight/khazrati-bobo-archit/#sthash.CJrSBxdb.dpuf

Расположение - в 20 км южнее города Исфары, на берегу реки Исфара, у входа в Ворухское ущелье. 

Транспорт - автобус по маршруту Исфара-Чорку отправляется от автовокзала города Исфары; такси.

Aрхитектурный комплекс Хазрати-Бобо расположен в северо–восточной части современного кишлака Чорку и сос-тоит из разновременных культовых сооружений, размещённых по единой оси фасадом на север, и погребения (мазар) не-коего святого, которого местное население называет «Хаст-и подшох», «Хаст-и амир», «Амир Хамза-и Сохибкирон» (Сохибкирон – дословно означает «Господин счастливого сочетания звёзд»).(www.tdc.tj) 

Ни учёные, ни старожилы Чорку не смогут точно сказать, какое из этих названий соответствует действительности и кто в этом мазаре похоронен, за чьей могилой верующие тщательно ухаживали. Мазар расположен в квартале Лангар, поэтому его, наряду с названиями упомянутыми выше, ещё часто называют Мазори Лангар. Это место также известно как «Мавзолей Чорку».

Многие местные жители полагают, что мазар был возведен за одну ночь, и в нем якобы погребён святой Хазрати-Бобо, легендарный герой, полководец и царь царей Амир Хамза Сохибкирон (Амир Хамза Хасти Подшох). Захоронен ли там в действительности какой–либо святой (Амир Хамза ?) или нет – неизвестно.(www.tdc.tj) 

Слева от входа в здание мазара – комната с четырех колонным айваном (навесом) XVIII–XIX веков с декоративной отделкой, росписью стен и потолка, очевидно, служившая местом ночлега для паломников или совершения некоторых обрядов, например – худои (жертвоприношение). Справа от входа – мечеть. Во дворе комплекса находится деревянный минарет в виде трёхъярусной башни. Комплекс зданий окружён глинобитным забором и другими современного типа постройками. По словам старейших жителей, когда–то двор мазара был сплошь покрыт могилами, то есть являлся кладбищем. Но в середине XX века почти все могилы были сравнены с землей, так как прихожане, посещавшие мечеть, нередко проваливались в кладбищенские ямы. 

Сам мазар целиком состоит как бы из двух типов построек. Первоначальное здание X–XII веков – деревянный мавзолей айванного типа с резными колоннами, фризом с куфическим надписями, наборным потолком, восемью наборными консолями и набором щитов, украшенных орнаментальной резьбой, – располагается под крышей сравнительно нового сооружения, то есть как бы «потолок под потолком», пространство между которыми измеряется несколькими метрами. Мазар имеет две входные двери: одна, главная, – с севера и другая – с юго-западного угла, выходящая в айван соседней мечети. Первая дверь заложена декоративной решёткой, за которой верующие должны были выполнять соответствующие обряды. Вторая дверь предназначена для шейха.(www.tdc.tj)

Примерно посередине помещения расположена могила «святого». Над главным входом, в разноцветных медальонах каллиграфически вписаны разные мусульманские догмы из Корана и других религиозных книг, а также дата ремонта – 1321 год Хиджры (1903–1904 годы). Возможно, что наружное здание мазара было построено (или отремонтировано) в то время для сохранения древнего резного ансамбля. Возможно также, что одновременно с постройкой (ремонтом) нового здания были отреставрированы обветшавшие части фрагментов резного дерева, о чём свидетельствуют железные гвозди и пластинки над поверхностью колонн и подбалок. 

Весь ансамбль поддерживают семь резных деревянных колонн уникальной формы высотою около 2,5 м. Каждая колонна выполнена из цельного круглого ствола и покрыта орнаментом, характер рисунков которого отличается друг от друга. Орнамент обведён резной рамкой с более мелкими рисунками. 
Потолок помещения состоит из орнаментированных досок с изображением композиций из кругов с крестами внутри, концентрических кругов, восьмиконечных розеток, обозначавших некогда небесные светила.(www.tdc.tj) 

Орнамент на всех деревянных деталях разнообразен по характеру – это растительные, геометрические, зооморфные фигуры и узоры.(www.tdc.tj)

Примечательной деталью, обладающей художественно–эмоциональным и образным характером, являются консоли (балки). Сбоку и в фас они напоминают сидящих на ветвях птиц, в частности, филинов. Есть признаки клюва, глаз, ушных пучков, когтей. Загадочны изображения змей с рыбьим или птичьим хвостом и птичьей головкой. Весьма возможно расшифровка этих мотивов связана с представлениями древних таджиков о том, что после смерти души людей принимают образы змей, рыб, мух, моли, бабочек, которые, якобы залетая или вползая в комнату, навещают своих родственников. 
Консоли наделены и другими особенностями: они напоминают птиц, несущих ветку в клюве. Подобные образы птиц с веткой, лентой и кольцом в клюве встречаются в таджикских сказках, на настенной росписи Пенджикента, Варахши (Древний Самарканд).

Резное дерево Чорку несёт черты художественных и строительных приёмов домусульманского изобразительного искусства, хотя и прослеживается тенденция к условности и стилизации изобразительных мотивов и превращению его в орнаментальное искусство.

Каково назначение здания при постройке, до сих пор остаётся неясным. Существует предположение, что на этом месте, ещё до принятия ислама, находилась какая–то могила, культ которой был перенесён на мусульманского святого, а мавзолей был возведён намного позже, чем осуществлено само погребение.(www.tdc.tj) 

Ясно одно, этот памятник–шедевр народного творчества, в котором в причудливой, неповторимой пластике резьбы по дереву видно органичное слияние древних доисламских традиций с новыми веяниями, и которому нет равных в истории резного искусства Центральной Азии. 

Если раньше в разных местах Центральной Азии уже находили отдельные резные предметы, которые были деталями не сохранившихся помещений, то в Чорку сохранилось целое помещение со всеми элементами – колоннами, подбалками, прогонами, потолочными балками, потолочными досками. Подробное изучение резного ансамбля кишлака Чорку, расшифровка имеющихся куфических надписей могут дать ответы на многие вопросы историков, архитекторов и искусствоведов относительно ещё неизвестных сторон искусства таджикского народа в прошлом.(www.tdc.tj)

«Сангиойна» — зеркальный камень

Основными результатами тектонических движений доисторического прошлого являются складки и разломы в земной коре. Складки возникают в результате смятия, изгиба горных пород, а разломы появляются в случае разрыва, «растрескивания» верхних частей земной коры или даже небольших по объему каменных блоков. Разломы не всегда хорошо видны на поверхности, однако геологи безошибочно их отыскивают по смещениям отдельных слоев или по появлению участков интенсивного дробления горных пород. В некоторых случаях надежным признаком тектонического смещения являются так называемые «зеркала скольжения». Возникают они в результате истирания, постепенной шлифовки движущихся в одной плоскости каменных блоков. «Зеркала», как правило, появляются на довольно ограниченной площади и не достигают больших размеров. Но есть среди них и свои рекордсмены, нередко возведенные народной молвой и суевериями в ранг «божественного чуда».

Так было и с камнем Сангиойна («зеркальный камень»), что находится в Исфаринском районе, недалеко от кишлака Чорку. Правитель Ферганы, султан Бабур, побывавший здесь в конце XV века, оставил такое описание: «К югу от Ферганы среди холмов лежит глыба камня, называемого Санги-и-Айна. Длиной будет приблизительно 10 кари (1 кари = 0,8 метра), высотой же в иных местах в рост человека, где ниже — человеку по пояс. Все вещи отражаются в нем, как в зеркале». Говорят, камень был волшебным: если случилась у тебя какая кража, приходи и смотри в Сангиойна — увидишь вора и обидчика. Однажды, как рассказывают, бандиты, всерьез поверив в волшебную силу камня, облили его маслом и подожгли. Камень от этого потрескался и потерял свои сказочные свойства. Так ли, нет ли, но камень сейчас действительно покрыт узорчатой сетью трещин, хотя зеркальная поверхность его по-прежнему тверда и хорошо отражает солнечные лучи. Что же касается геологической позиции Сангиойна, то она вполне понятна: камень происходит из зоны разлома, рассекающего здесь массив силурийских сланцев. На его поверхности запечатлелись и неглубокие бороздки скольжения, указывающие точное направление тектонического смещения. (http://www.burana.ru/tj/pluton/667.html)