Деҳаи Деҳҳисор – Village Dehhisor
Тибқи ахбори муҳаққиқон ҳанӯз дар асрҳҳои VII-VIII кишти ғалладонагӣ дар деҳаи Деҳҳисор равнақ доштааст. (аз Фазлиддин Убайдов)
Дата основания: По историческим хроникам село известно с VII-VIII веков и в нём было развито выращивание пшеницы
Что означает это название: Топоним «Деххисор», означает "Село с крепостью" и состоит из слов: «Деҳ (а), Диҳ (deh, dih)” - деревня, кишлак. Сравните с «ди» - "селение" в диалектах; «де, ди» в некоторых памирских языках, и «нав» — новый и слова «Ҳисор (Хохсар – Хисор)» = крепость, укрепление; замок; крепостная стена; 2. кн. осада, блокада; Вместе с арабским словом «ҳисор» в ареале распространения иранских языков существовало и персидско-таджикское слово, которое сохранилось в местной топонимической системе в виде «хиссор/хиссор//хуссор». Наряду с арабским словом «ҳисор» в древних языках Мовароуннахра существовало и использовалось индоевропейское слово «хуссор //хиссор», которое указывало на обжитое место на восточной стороне (солнечная вершина). Географическое расположение мест связанных со словом «ҳисор» также подтверждают данное размышление, то есть большинство крепостей и укреплений расположено на солнечной возвышенности.
Карта местности на Google map:
География: Деххисор расположена на высоте 4130 м от уровня моря, граничит с дехами:
Расстояние до центра джамоата 70 км
Расстояние до центра района 104 км
Расстояние до центра области г. Худжанд_____ км
Расстояние до г. Душанбе_____ км
Как добраться:
Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона.
Население
1905 | 1959 | 1978 | 1989 | 1999 | 2009 | 1.1.2017 | |
Количество домохозяйств | 18 | ||||||
Количество населения | 122 | 121 | |||||
из них мужчин | 68 | ||||||
из них женщин | 54 | ||||||
Количество медпунктов | |||||||
Количество школ |
Известные уроженцы:
Достопримечательности:
Преодолев нужный «километр», добрались до Дехисора - последнего кишлака в длинной цепи матчинских селений. Выше Дехисора расположены два мазара (захоронения) - Мазори Поён и Мазори Боло, где, согласно поверьям, находятся могилы первых мусульманских пилигримов, принесших в сей суровый край ислам. Как рассказывают местные «шейхи» - хранители мазаров, во времена притеснения мусульман в Саудовской Аравии, еще при жизни Пророка, многие арабы бежали с полуострова. Так часть из них попала и в Горную Матчу. Один из тех пилигримов, Абу Мусо Ашгари, был небывалой высоты – длина могилы вестника ислама составляет около пяти метров. О том, что Абу Мусо почитают как святого – хазрата, говорит множество прибывающих сюда паломников.
Ночевка в мечети на высоте чуть более двух с половиной тысяч метров над уровнем моря была умиротворяющей и достаточной для отдыха и акклиматизации. Отправляясь в царствие Морфея, мы знали, что по соседству с нами долгим сном спит и другой великан – километрах в тридцати от Мазори Боло лежит живописный Зеравшанский ледник. Прежде ледник находился гораздо ближе к поселению, вот только потепление сделало своё дело, и, подобно змее, белоснежный гигант стал уползать вглубь долины…
Ночью мы услышали местную историю, выпытанную у шейха в связи с услышанной еще в машине версией о матчинском происхождении самой Биби Марьям – матери Исы (Иисуса). Повод такой смелой легенде дало изображение на скале, расположенной прямо напротив Нижнего Мазара, – очертания женщины с младенцем действительно чем-то напоминали образ Марии... Корни легенды лежат в недалёком прошлом – как-то в Мазори Поён прибыла семья художников; уложив ребенка спать в гостевой комнате мечети, молодожены отправились на кладбище, что лежало через реку; просидев там какое-то время и дождавшись полнолуния, они принялись рисовать ночной пейзаж со скалой. На скале было изображение Марии с младенцем - именно это заметил художник, сообщивший потом местным жителям, что на скале начертано священное послание... В нижней части Горной Матчи как к захоронению Абу Мусо Ашгари, так и к легенде о Биби Марьям относятся скептически.
– Ислам появился в Матче только в 17-м веке и был представлен весьма умеренным толком. До последнего у нас сохранялись обычаи древней религии таджиков – зороастризма, а недавно люди поняли, что, если будут паломники, будет и интерес к святым местам, вот и объявили, что Абу Мусо захоронен в Матче... Я был на могиле Абу Мусо Ашгари в Мекке, это известный человек, сподвижник Пророка, родился он в Йемене и никогда не бывал в наших местах, - говорит матчинец Саидшо.
___________________________________________________________________________________________________
Матчои кухи
Мазор Абу Мусо Ашгари располагался в маленьком кишлаке Дихисор, в котором кончалась автомобильная дорога и где кончались стационарные поселения
История Абу-Мусо Ашгари
Абу Мусо Ашгари был ученым, который повсюду сопровождал Пророка, записывал его изречения, иногда даже спорил с Пророком и помогал потом редактировать Коран. Он пользовался огромным авторитетом в исламском мире.
После Пророка правили четыре "друга" - праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Али, "Лев Бога"был рыцарем-романтиком, его все очень любили (и очень любят и почитают повсюду). Но он был молод и горяч, и трон халифа оспаривал Муавия, основатель нечестивой династии Омейадов.
Муавия и Али долго спорили друг с другом, пока не решили пригласить уважаемых старых людей, которые как судьи, разрешили бы их спор и назначили Халифа.
На суд со стороны Али пришел Абу-Мусо Ашгари, почтенный старый ученый, уважаемый всеми. Со стороны Муавии пришел Амр Аль-Ас. Абу Мусо и Амр Аль-Ас долго беседовали друг с другом. Амр сказал, что по его мнению ни тому, ни другому нельзя доверить такой огромный Халифат, так как оба претендента имеют много недостатков как правители. Али - молод и горяч, он может совершить много подвигов, но вряд ли справится с управлением... Абу Мусо согласился, и судьи решили огласить их решение. Как старший и самый авторитетный, Абу Мусо вышел перед народом и сказал : "Мы обеспокоены судьбой Халифата. Каждый из претендентов на пост Халифа, конечно, обладает многими достоинствами, но ни тот ни другой не смогут принять на себя управление такой огромной страной. Мы хотели бы, чтобы народ сам выбрал себе нового правителя ..." После такой речи неожиданно вышел Амр Аль Ас и сказал так : "Вы слушали мнение одного судьи... Теперь послушайте мнение другого. Я думаю, что халифом должен стать Муавия!"
Итак, хитростью Амр Аль Ас победил Абу Мусо, который, попав после этого в немилость у Али, вынужден был оставить пост правителя Ирака, и уехать в изгнание. Несмотря на такое поражение, Абу Мусо Ашгари очень уважаем и почитаем мусульманами по всему миру.
Замечания о посещении святых могил
Мазоры (святые могилы) - это места силы, известные горным жителям многие тысячи лет. Каждый мазор обладает разной энергией. Обычно таджики не рекомендуют европейцам посещать мазоры - не потому что боятся осквернения могил, а потому, что мазоры могут вызвать тяжелые последствия. На мазор ходят для того, чтобы лечиться от болезней, просить у Аллаха исполнения желаний, и чтобы получать жизненную энергию. Многие таджики проводят отпуска, посещая святые места.
Самым святым местом является Мекка. Так как по политическим причинам посещение Мекки для таджика было невозможно, вместо хаджа в Мекку рекомендовались посещения святых могил в горах. Так как каждый мазор обладал разной силой, несколько зиаратов заменяли собой хадж. Так, три (по некоторым сведениям пять) посещения Хазрати-Бурха, пять (семь) посещений Хазрат-Султана, три посещения Хаджи-Исхока, семь посещений Абу-Мусо Ашгари приравнивались к хаджу в Мекку. Нам казалось странным, что такой легкодоступный мазор, как Абу-Мусо Ашгари в Матче (до которого можно доехать на машине) почти также высоко ценится, как труднодоступные "великие мазоры" глубоко в горах.
На мазор надо всегда ходить пешком, хотя бы последнюю часть дороги. К мазору надо приходить чистым. На мазоре полагается молиться. Мазор - это место исполнения желаний, и к мазору подготавливают самые сокровенные желания. На мазор нельзя приходить грязным, на мазор не рекомендуется ходить с женщинами (впрочем благочестивым женщинам можно, есть также специально женские мазоры, на которые ходят только женщины). Мазор - это место молитв и медитаций, и посторонние мысли должны быть отброшены.
Мазор не обязательно "принимает" всех, кто к нему идет. С нами не раз было, что направлялись к мазору многие, а доходили не все. Причем в последний момент те люди, которые очень стремились к мазору, вдруг ощущали слабость, или отсутствие интереса - и отказывались идти дальше. Так, в нашем путешествии на Абу-Мусо шли четыре человека, а дошло только двое. Трудно сказать, кого из группы примет, а кого не примет мазор. Были случаи, когда разные мазоры не принимали разных людей.
Если же мазор принял тебя - зиарат связан с получением большой энергии. Однако мазор усиливает многие негативные свойства, и после зиарата человек может даже потерять рассудок. Поэтому по возвращению с мазора часто бывают различные приключения. Поэтому таджики не рекомендуют европейцам посещать святые места.
Мазор Абу-Мусо Ашгари, мягкий и легкодоступный, обладает однако весьма специфическим и очень сильным воздействием, которое мы испытали на себе в двух независимых путешествиях. Желания, которые мазоры исполняют, часто выполняются так, что лучше бы этих желаний вообще не было. Так, мое желание избавиться от тяжелого рюкзака было выполнено очень аккуратно. А Р. был вынужден отказаться от всех своих желаний - и единственное что он хотел на самом деле (еще раз повидать свою родную матушку) - было исполнено!
Исторические документы:
1905 г. - Российская империя, Туркестанский край, Самаркандская область, Самаркандский уезд, Пенджикентский участок, Матчинская волость, Палдоракское сельское общество, деха Дехисор
* Рогъ = Рог (Rogh), Ярымъ = Ярм, Худгифъ-балла = Худгифи боло, Диги-хаузъ = Дехавз, Диги-саръ = Дехисор