Деҳаи Ғудос – Village Ghudos
Кӯҳсор бувад қишлоқи Ғудос саросар,
Кӯҳ аз паси кӯҳ аст ва ё санг паи санг.
Дар ҳар қабаташ ганҷи аён асту ниҳон аст,
Ганҷест ба сад ному ба сад ҷилваю сад ранг.
Аз қисмати кӯҳсор, зи ҳар кӯҳи пур аз ганҷ
Бо ранҷ басо ганҷ, ки бардошта бошем.
Дар қисмати боқиш магар донӣ чи ганҷест?
Дар қисмати боқиш сухан кошта бошем...
Дата образования: В период IX-XII вв. [В.И.Бушков, 1995,]
Что означает это название:
Махаллы (кварталы) села: Боло, Миёна и Поён
Карта местности на Googlemap:
География: Гудос расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с (дехами, городами):____________
Расстояние до центра джамоата 34 км
Расстояние до центра района 42 км
Расстояние до центра области г. Худжанд _____ км
Расстояние до г. Душанбе_____ км
Как добраться:
Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона.
Население
1959 | 1979 | 1989 | 1999 | 2009 | 01.01.2017 | |
Количество домохозяйств | ||||||
Количество населения | 1842 | |||||
из них мужчин | ||||||
из них женщин | ||||||
Количество медпунктов | ||||||
Количество школ |
Известные уроженцы:
Достопримечательности:
Народное предание о возникновении села.
Рассказывают, что в к. Гудас первые люди пришли, когда кишлаки Ашт, Пискокат, Пангаз, Ашоба уже существовали. Случилось так, что в к. Хуллос где-то на юге, в горах, жившие там ходжи, ишаны и простой народ, факиро, постоянно ссорились. На юге Таджикистана, в Дарвазе, есть горная местность, расположенная вдоль течения р. Хуляс, притока Сурхоба, действительно называвшаяся Хуляс. Бухарский эмир долго разбирался в их ссоре, а затем повелел им просто расселиться. Так, факиро Хуллюса стали предками современных гудасцев. Сразу по прибытии в Ашт эти люди заняли безлюдную в то время предгорную долину по Гудас-саю, но сначала они жили не на месте современного кишлака, а ниже по течению речки, основав сразу три крепости — «калъаи куйна», «калъа» и «калъача». Позднее, переселившись на нынешнее место кишлака, они сохранили ту же структуру поселения (три квартала, соответственно называющиеся Боло, Миёна и Поён). Цельность структуры современного кишлака Гудас является косвенным доказательством одного момента приведенного предания, а именно: вероятность заселения Гудаса выходцами из какого-то одного места. Косвенно предположение о том, что родина современных гудасцев Ашта — дарвазская местность Ху ляс, подтверждают два факта. Во-первых, то, что одной из самых типичных черт общественного быта горных таджиков Каратегина и Дарваза являлось четкое сословное деление, прежде всего, на две части: местную верхушку («эшони», «махзумо», «сайиди» и др.), с одной стороны, и низшее, податное сословие («фукаро») — с другой, и внутри кишлаков представители этих двух групп населения селились в разных кварталах. Во-вторых, существуют сведения о выселении небольших групп таджиков из Каратегина и Дарваза в Фергану — в район Андижана, в окрестности Чуста, в Сох и Исфару, причем в последнем случае выяснено, что переселение произошло в XVIII — начале XIX в.. Пожалуй, есть все основания предположительно поставить в этот ряд фактов и описываемое событие — основание к. Гудас.(Л.А.Чвырь «ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДАНИЯХ АШТСКИХ ТАДЖИКОВ»)
Исторические факты:
В начале 1960-х годов в состав сельсовета Ошоба был включен кишлак Гудас, а его жители и территории — приписаны к колхозу «Калинин».