Понедельник 07.10.2024 18:49 |
Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всё о Таджикистане (или почти всё...)Деха ВешабДеҳаи Вешаб – Village Veshab
Вешабам, ман садқа бар ҳар хоки туям, То қиёмат ташнаи "Оби тарабнок"-и туям. Гар чи дурам аз барат, аммо ба ҳар як субҳу шом, Дар ғами ободии ҳар хонаву токи туям! Гар равам бар маркади Шамсулхақи Табрезӣ ту, Муфтахир созам, ки андар даргаҳи поки туям. ВЕШАБ, деҳа дар Совети қишлоқи Шамтучи райони Айнии вилояти Ленинобод. Дар сари роҳи автомобильгарди Айнӣ — Мастчо, воқеъ гаштааст. Территорияи колхози «Тоҷикистон». Аз Вешаб то маркази Совети қишлоқ 7 км, то район 47 км. Аҳолиаш 870 нафар (1976), тоҷикон. Мактаби миёна, пункти тиббӣ дорад. Филиали комбинати хизмати маишии район (цехҳои дӯзандагӣ, дуредгарӣ ва сартарошхона) кор мекунад. Соҳаҳои хоҷагӣ — тамокукорӣ, чорводорӣ, боғдорӣ, ғаллакорӣ (гандум, ҷав). Дата основания: самое раннее упоминание относится к 8 веку в сборнике "мугских документов". И уже 13 веков носит одно и то же название!!!!! Возможно и более! Описан 20.01.1876 г. "Арендаренко Г. Возмущение в Матче и действия против неприятеля Самаркандского отряда; Зимняя экспедиция генерал-майора Абрамова в верховья Зеравшана; Из Самарканда / Туркестанские ведомости 1876, №3, 15; 1878, №10" Описан в 1904 г. (Вирский, Михаил Моисеевич. Список населенных мест Самаркандской области: (по сведениям 1904 и 1905 гг.) / сост. М. М. Вирский. - Самарканд : Типо-лит. Труд, 1906. - II, 117 с. : табл.) Что означает это название: В согдийских летописях найденных в крепости "Муг" названия села приводится как "Вешаб" и "Вешак". В нижнем Вешабе находится гробница ученого Шамса Табрези. Выходец из Ирана, он несколько лет скитался по земле. Местные жители считают, что жизненный путь он завершил именно здесь. По одной из версий местных жителей, когда в эти места прибыл Табрези, здесь трое суток не было ночи. Говорят, поэтому и назвали это место Вешаб, то есть "без ночи". Вешабцы гордятся тем, что история местности связана с именем исламского богослова. Карта местности: География: Вешаб расположена на высоте ________м от уровня моря (39.407804, 68.937461), граничит с (дехами, городами):____________ Село Вешаб, что на севере Таджикистана, условно делится на три небольшие части - верхнюю, среднюю и нижнюю. Но выделяется среди них одна. Та, что почти на вершине высоких холмов. С виду дома сельчан напоминают городские многоэтажки, с той лишь разницей, что кровля одного дома заменяет другому соседу комнату. Местные жители сохранили не только старинные дома, но и древние обычаи и ремесла. Женщины работают с шерстью, шьют теплую одежду и занимаются ковроделием. Жить здесь тесновато, что-то посеять - невозможно, есть проблемы с водой. Однако, бытовая неустроенность не стоит того, чтобы покидать насиженные места, считают жители Вешаба, ведь чистый горный воздух ценнее любых благ цивилизации. Является центром джамоата Расстояние до центра района 48 км Расстояние до центра области г. Худжанд 211 км Расстояние до г. Душанбе 174 км Как добраться: Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона. Население
Известные уроженцы:
Достопримечательности: Деҳаи зебою хушманзари Вешаб мисли аксари шаҳру деҳоти Тоҷикистони маҳбуби мо таърихи қадими беш аз ҳазорсола дорад. Номи ин деҳа дар катибаҳои маъруфи суғдӣ, ки солҳои сиюми асри гузашта ҳангоми ковишҳои бостоншиносӣ аз қалъаи Муғ ба даст омадаанд, дар ду шакл — Вешаб ва Вешак ба мушоҳида расида, ба фаровонии обу гиёҳ дар ин мавзеи файзбори кӯҳистон далолат мекунад. Таърихшинос Юсуфшо Ёқубов дар китоби «Ёдгориҳои болооби Зарафшон» овардааст, ки «Вешаб 1300 сол боз мавқеашро иваз накардааст». Дар маркази деҳа мазорест, ки бо номи марқади Шамси Табрезӣ маъруф буда, зиёратгоҳи сайёҳон аст. Сарвари мамлакат зимни суханронӣ ҳангоми зиёрати оромгоҳи Шамси Табрезӣ, аз ҷумла, чунин зикр намуданд: «Яке аз шахсиятҳои бузургу камназири олами ирфон — Мавлоно Шамсиддин Муҳаммад ибни Алӣ ибни Маликдоди Табрезӣ мебошад, ки ҳанӯз шахсияташ ба таври комил шинохта нашудааст ва оқибати кору фарҷоми тақдири асрорангезаш ҳам чандон равшан нест. Дар кишварҳои Туркияву Эрон барои ин орифи бузург гӯрхона таъйин кардаанд, ки мардум барои зиёрат ба ин шаҳрҳо мераванд. Мардуми кӯҳистони Тоҷикистон, гӯрхонаи Шамси Табрезиро ба ҳамин деҳаи Вешаб эҳтимол медиҳанд. Шахсиятҳои зиёди таърихӣ, аз ҷумла бунёдгузори давлати Темуриёни Ҳинд — Мирзо Бобур, шоҳи Афғонистон Абдурраҳмонхон ва дигар шахсиятҳои маъруф дар давраҳои гуногун мазори ба истилоҳ Шамси Табрезии ин деҳаро зиёрат кардаанд. Амирони Бухоро низ ба ин мазор таваҷҷуҳ доштанд, аз ҷумла бо фармони амир Насруллоҳ дар болои гӯрхонаи ин бузургвор хонақоҳ сохтаанд, ки Абдурраҳмони Мустаҷир бунёди онро дар соли 1842 эҳтимол додааст. Мувофиқи нақлу ривоятҳои мардумӣ дар ҳамин хонақоҳ то айёми Инқилоби Октябр „Куллиёти Шамси Табрезӣ“ — маъруф ба „Девони Кабир“-и Ҷалолуддини Балхӣ нигаҳдорӣ мешуд, ки бар асари китобсӯзиҳои даврони инқилоб эҳтимол аз байн рафтааст». Исторические документы: Правителем селения Вешаб в 8 веке был фрамандар Ават, который подчинял согдийскому князю Деваштичу. (Один из высших титулов во владении Панч - pr’m’nδ’r – встречается в нескольких документах с горы Муг. Фрамандар – во всех мугских документах используется форма pr’m’nδ’r или prm’nδ’r. Словарное значение данного термина "ФАРМОНДОР" - «держащий приказ, указывающий». Средне-персидское: – фармон – указ, постановление. В управленческой свите Деваштича рrm’nδ’r ’wtt – фрамандар Ават стоял после правителя. Его задачей было осуществление контроля над исполнением приказов, указов, распоряжений и поручений правителя. В ранних изданиях документов исследователи (Лившиц В.А.) личное имя (’wtt) отнесли к тюркскому Утт (Ўт), и сочли эту должность тюркским титулом. Эта трактовка долгое время сохраняла своё значение. Однако позднее В.А.Лившиц пришел к признанию этого имени как «Ават» (от согдийского’wt «надежда, доверие»). Последнее более приемлимо, так как в древнетюркском термин ot (ўт) выполнял функции не звания, а эпитета, и в тюркской ономастике отдельно не встречался. Данный эпитет использовался перед личным именем, показывая степень его значимости. Например, древнетюркское «Ўт-тегин» (<ўт «очаг / семья» + тегин «принц») имело словарное значение - «Принц-наследник».) 1870 г . входил в состав Фалгарского бекства
1905 г. - Российская империя, Туркестанский край, Самаркандская область, Самаркандский уезд, Пенджикентский участок, Фалгарская волость, Рарзское сельское общество, деха Вешаб *Рарзъ = Рарз, Пахутъ = Похут, Шаукатъ-паянъ = Шаватки поён, Шаукатъ-баля = Шаватки боло, Вишабъ = Вешаб, Шамтичъ = Шамтуч, Дархъ = Дарг (Dargh). |
Copyright OOO "BOOM" © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz |