Понедельник 14.10.2024 09:16 |
Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всё о Таджикистане (или почти всё...)Деха ИскодарДеҳаи Искодар – Village IskodarҲа роҳ ки меравам дилам то дари туст Мақсуди дилам туи ки дар чодари туст Донам ки биҳиштианд хоҳам гуи рав Рав ки биҳишти нақт Искодари туст ИСКОДАР, деҳаест дар Совети қишлоқи Дардари райони Айнӣ, вилояти Ленинобод. Территорияи колхози ба номи Я. М. Свердлов. Аз Искодар то маркази Совети қишлоқ 5 км, то маркази район 10 км; роҳ асфальтпӯш. Аҳолиаш 1114 нафар (1979). Деҳа мактаби миёна, клуб, пункти тиббӣ, устохонаи ҳарротӣ, магазин, чойхона, нонвойхона, ҳаммом дорад. Аҳолӣ бо тамокукорӣ, боғдорӣ ва чорводорӣ машғул аст. Заминҳо аз оби сои Искодар обьёрӣ мешаванд. Искодар дар номаҳои кӯҳи Муғ ҳамчун ‘sk’trh (‘sk’- «баланд» + trh пасванди қиёсии « -тар») омадааст. Дата основания: самое раннее упоминание относится к 8 веку в сборнике "мугских документов". И уже 13 веков носит одно и то же название!!!!! Возможно и более!
Искодар - горное поселение в Таджикистане. Расположен на южном склоне Туркестанского хребта в доль реки Зеравшан. Входит в Дар-Дарскую сельскую общину (тадж. ҷамоати деҳот) Айнинского района Согдийской области Таджикистана. 27 сентября 2011 года, в посёлке, была сдана в эксплуатацию подстанция 220 кВ «Айни» и ЛЭП 220кВ «Худжанд-Айни», которая обеспечила населения Зерафшанской долины электроэнергией на 50%. В посёлке имеется коневодческое хозяйство (тадж. «Тоҷикистон»). В Советскую эпоху, в результате раскопок в посёлке, был найден элемент доисламского искусства — деревянный алтарь. Что означает это название: Топоним «Искодар» означает «Верхнее село». Название восходит к согдийскому топониму «Искодар», что означает «верхнее, вышележащее» и состоит из согдийского слова ‘sk’trh (‘sk’) - «высокий» + «trh» суффикс « -тар». Карта местности на Google map:
География: Искодар расположена на высоте ________м от уровня моря, граничит с дехом Зеробод Расстояние до центра джамоата 2 км Расстояние до центра района 10 км Расстояние до центра области г. Худжанд _____ км Расстояние до г.Душанбе_____ км Как добраться: Доехать можно через пос. Айни. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона. Население
Известные уроженцы: Ҷиян Ҷамҳуров Бо наздик омадани ҷашни муҳиму таърихӣ-иди ғалаба дар Ҷанги Бузурги Ватании солҳои 1941-1945 ёди сарбозону афсарони шуҷои тоҷик, қаҳрамонии онҳо дар набардгоҳҳо пеши назар ҷилвагар мешаванд. Кас гумон мебарад, ки дар бораи пурдилон дар зарфи 72 сол лак андар лак гуфтаему ҳай нигоштаем. Аммо боз ҳам маълум мегардад, ки на, гумон ботил аст. Дар хусуси қисмате аз эшон, бобати ҷоннисориҳои фарзандони диловари Тоҷик умуман ҳич чӣ намедонем. Ҳатто наздикону ошноҳои бархе аз қаҳрамонон кӯшиш ва хуши сатр болои сатре зам намудан ҳам надоранд, ки аз чунин шеваи рафтори эшон дар шигифтем… Дигар ку Раҳмон Сафари нозанин, ки пайи дарёфти ному қаҳрамонӣ, қабру гӯристони ҷанговарон-фарзандони шердили тоҷик аз кӯ ба кӯ, аз шаҳр ба шаҳр гашта, умри азизи хешро фидо кунад? Шахсият ин алафу буттаи лаби ҷӯ нест, ки ҳар баҳор сар занад. Достопримечательности: «Мехроби Искодар» официально датируется IX – X в. н.э.[i] – временем правления династии Саманидов и официального принятия народами Средней Азии ислама, религии, запрещающей изображение человека и животных, а также категорически отрицающей языческое поклонение огню и природе, которое символизируется свастикой как единства четырех природных стихий: огня, воды, воздуха и земли. Удивительно, что главная часть мусульманского храма – михраб – ниша, направленная в сторону Мекки, искусно декорирована свастикой, лепестками трилистника, изображениями рыб.
В 1925 г. при экспансировании общества по изучению Таджикистана, была организована экспедиция под руководством М.С.Андреева. Маршрут экспедиции проходил Ташкент, Ура-тюбе, Зеравшанскую долину Ягноб, перевал Анзоб-Душанбе, Каратегин-Дарваз, Памир Ош-Ташкент. В ходе этой экспедиции в 1925г. в селении Искодар Айнинского района им был обнаружен Михраб. [i] Хотя есть и иная точка зрения – будто этот михраб, а вернее его центральная часть, на самом деле, - это бывший зороастрийский алтарь.
Уникальные элементы Искодарского Михраба Ниже центрального квадратного панно и на столбиках хорошо виден основной символ арийской культуры свастика. В михрабе применена два вида свастик: правосторонняя с лучами по часовой стрелке, левосторонняя с лучами в обратную сторону. Как принято в зороастризме, все противоположности и пребывают в состоянии неразрывного единства и вечной борьбы. И если левосторонняя свастика знаменует восходящее весеннее солнце, свет, счастье и добро, то правосторонняя напротив, символизирует закатное осенее солнце, тьму, зло, несчастье (Якубов Ю). Возможно, внутри кругообразного орнамента изображены шесть рыб большого размера. А в верхной части михраба, внутри каждого круглого орнамента изображены по три рыбы. Эти элементы доисламской культуры мастер умела маскировал в виде резного орнамента (Шарипов А). Изображение трилистика в Искодарском михрабе берет начало с соответствующих священное растение хаума. Облик арки Искодарского михраба, круглой внутри и клевидной снаружи, находит параллель в арочных входах пещерных, буддийских храмов Индии. Сходство также выражено в фестонах с трилистниками на концах, которыми украшена арка. Арки "индийского" - типа были известны в IX - X вв. в раннеисламской архитектуре Средней Азии, как распространённый декоративный мотив. Грубый налеп в центре квадрата над нишей и окружаюший этот центр орнамент состоит из переплетающихся лент и образует шестиконечную звезду в сочетании с шестилепестковой розеткой. Вероятно мы имеем дело с древним солярным символом. И что касается условного квадратного окна над нишей то этот приём впервые встречен в Искодарском михрабе, будет продолжен в архитектонике среднеазиатских михрабов XVI - XVII вв. в мечети Баланд в Ханаке Файзабад в Бухаре, Ак - мечети в Хиве, Ходжа Абди Дарун в Самарканде. В михрабе есть куфическая надпись религиозного характера. Она сходна с аналогичным надписями эпохи Саманидов (Хмельницкий С). Исторические документы: Правителем селения Искодар в 8 веке был фрамандар Утта, который подчинял согдийскому князю Деваштичу
1905 г. - Российская империя, Туркестанский край, Самаркандская область, Самаркандский уезд, Пенджикентский участок, Фалгарская волость, Варзиманорское сельское общество, деха Искодар * Искада = Искодар, Хошикатъ = Хушекат, Курутъ = Куруд, Зандаканъ = Зиндакон, Варзиманоръ = Варзиманор, Сангистанъ = Сангистон, Засунъ = Зоосун, Томинъ = Тоомин, Шамтичъ = Шамтуч, Камту = Канте, Испаганъ = Испагн (Ispaghn), Гузаръ-абадъ = Гузари бод
|
Copyright OOO "BOOM" © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz |