Деҳаи Ашти поён – Village Ashti poyon
Зери нурӣ офтобӣ шўлаборон Ашти ман,
Боз ҳам соҳибҷамоли баъди борон Ашти ман!
Дата образования: было основано в период античности - раннего средневековья. [В.И.Бушков, 1995, с.37, 52]
Что означает это название: Топоним «Ашти поён» означает «Нижний Ашт» и происходит от слова «ҳашт (hasht)» – восемь. Правильное, полное название топонима «Ашт» - «Ҳашт саҳоба (Hasht sahoba)» – «восемь сподвижников» Пророка. По легендам они основали кишлак, где в мечети находился самый древний в Средней Азии глиняный михраб, в настоящее время хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург, суффикса «и», и «поён, поин» - вниз, нижний.
Карта местности:
География: Ашти поён расположена на высоте ________м от уровня моря (40.800893, 70.624038), граничит с (дехами, городами): Ашти боло
Является центром джамоата
Расстояние до центра района 45 км
Расстояние до центра области г. Худжанд 118 км
Расстояние до г. Душанбе 420 км
Как добраться:
Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона.
Население
1870 | 1959 | 1976 | 1989 | 1999 | 2009 | 1.1.2017 | |
Количество домохозяйств | 1000 | ||||||
Количество населения | 3600 | 7154 | |||||
из них мужчин | |||||||
из них женщин | |||||||
Количество медпунктов | 1 | ||||||
Количество школ | 1 |
Известные уроженцы:
Достопримечательности:
Народное предание о возникновении села:
Собственно к. Ашт, расположенный ниже по течению горной речки Аштсой, также старинное, но уже большое поселение. Легенды и предания, связанные с его основанием, разнообразны и нередко противоречат одно другому, однако все они выясняют этимологию названия Ашт.
Самое «раннее» предание связывает начало к. Ашт со временем, когда на месте нынешнего селения «были только горы, вода и деревья». Однажды в это благодатное место попал заплутавший в горах человек. Ущелье ему понравилось: холодная и чистая вода, красивая местность, много урюковых и ореховых деревьев. Он решил здесь остаться — собрал вокруг людей, начал разводить сады, и зажили они «честно, спокойно и праведно». От этого местность стала еще краше, за что и была названа Аштом, что якобы означает «благоустроенное место».
Кроме необычайной живописности, которой к. Ашт славится и поныне, есть в нем и еще одна достопримечательность — старинный мазар «Хашт сахоба» («Восемь могил»). Один из рассказов связывает возникновение кишлака с образованием мазара, якобы представляющего собой могилы первых благочестивых жителей этого селения. По другой версии, Ашт — это искаженное слово «хашт» («восемь»), т. е. отправным пунктом является все тот же мазар, но, по этой версии, события связаны уже с периодом арабского завоевания. Когда Кутайба со своим войском будто бы дошел до ущелья Ашт-сая, он остановился в местечке Аложин (= ад — аджанг — «конец войне»), где война с арабами якобы и закончилась. Войска вскоре ушли, остались лишь восемь мусульманских проповедников. Прожив в Аште много лет, они здесь же и были похоронены, а позднее на этом месте возник мазар.
Еще одна легенда связывает происхождение к. Ашт с деятельностью известных персонажей иранского эпоса. «Много тысяч лет назад» местность (где позднее возник кишлак) находилась под властью сначала Афрасиаба, затем Сиявуша, Кей-Хосрова и, наконец, Рустама. Последний привел сюда своих воинов («хотя в те времена здесь уже жили предки современных таджиков») и назвал это место Ашт, что значит «хорошее обозрение, хорошая видимость с высокого места для караула». Интересно, что один из современных кварталов к. Ашт называется Калъаи Афросиаб («крепость Афрасиаба») [63, с. 218] и этот квартал считается самым древним в кишлаке.
Существуют и другие версии: к. Ашт — название какого-то города или селения, откуда пришли сюда таджики (но его местонахождение неизвестно), логичнее же всего последнее объяснение: «Ашт» означает «ералаш»,«смесь», поскольку кишлак заселяли выходцы из разных мест. Последнее подтверждается и сведениями о небольших группах людей, соседей или родственников, якобы в давние времена переселившихся сюда из Ирана, Афганистана, частично и сравнительно недавно— из соседнего Кашгара.
(Л. А. Чвырь «ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДАНИЯХ АШТСКИХ ТАДЖИКОВ»)
Исторические факты:
О существованіи Ашта въ средніе вѣка упоминаетъ Макдиси. Что Аштъ-кишлакъ старый, видно также по мазару (Хашт сахоба - восемь апостоловъ. Не отъ «хашт» липроисходитъ и названіе кишлака?). Одинъ изъ этихъ сахоба явился будто бы изъ святыхъ мѣстъ Мекки и Медины, другіе 7 - ансарцы. Всѣ они пришли, по словамъ туземцевъ, во 2 вѣкѣ мусульманской эры.
Въ мазарѣ существуетъ «михроб» (родъ амвона съ нишей) несомнѣнно старинный съ куфическими и другими, можетъ быть, уйгурскими письменами. «Михроб» отчасти поврежденъ, но куски его имѣются налицо; возможно, что нашлись бы дата и имя строителя.
При перестройкѣ мазара и при земляныхъ работахъ въ другихъ мѣстахъ мастеръ Турсунъ-Мухаммадъ Мусыевъ нашелъ 7 монетъ, изъ нихъ одна серебряная, остальныя мѣдныя, при чемъ одна изъ послѣднихъ меньше другихъ.
Интересенъ и холмъ Афросіаба, очевидно искусственный: на немъ имѣются развалины какой то крѣпости (одна стѣна съ амбразурами). Въ самомъ холмѣ виднѣются слои кирпича въ перемежку съ глиною, осколки корчагъ, пласты древеснаго угля и круглыя отверстія вершка въ 1,5 въ діаметрѣ. Туземцы увѣряютъ, что въ корчагахъ попадаются ячмень, кунакъ и пр. (Известия Туркестанского отдела Русского географического общества, том 11, вып.2, часть 1)
Исторические документы:
ҚАРОРИ МАҶЛИСИ МИЛЛИИ МАҶЛИСИ ОЛИИ ҶУМҲУРИИ ТОҶИКИСТОН
аз 19 июни соли 2024, № 523
Дар бораи иваз намудани номи баъзе маҳалҳои аҳолинишини шаҳру ноҳияҳои вилояти Суғд
Пешниҳоди Ҳукумати Ҷумҳурии Тоҷикистонро баррасӣ намуда, мутобиқи моддаҳои 9 ва 19 Қонуни конститутсионии Ҷумҳурии Тоҷикистон “Дар бораи тартиби ҳалли масъалаҳои сохти маъмурию ҳудудии Ҷумҳурии Тоҷикистон” Маҷлиси миллии Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон қарор мекунад:
Номи маҳалҳои аҳолинишини зерини шаҳру ноҳияҳои вилояти Суғд иваз карда шаванд:
1) дар шаҳри Истаравшан:
- деҳаи Бафоии деҳоти Гули Сурх ба деҳаи Вафоӣ;
- деҳаи Саричияки деҳоти Қалъачаи Калон ба деҳаи Саричак;
2) дар шаҳри Панҷакент:
- деҳаи Киштудаки Поёни деҳоти Ёрӣ ба деҳаи Киштудаки Пойин;
- деҳаи Сойи Вешисти деҳоти Ёрӣ ба деҳаи Нови Вешист;
- деҳаи Уртақишлоқи деҳоти Саразм ба деҳаи Миёндеҳ;
- деҳаи Ғезани поёни деҳоти Моғиён ба деҳаи Ғезани Пойин;
- деҳаи Майдони Моғиёни деҳоти Моғиён ба деҳаи Моғиёнмайдон;
- деҳаи Рашнаи поёни деҳоти Шинг ба деҳаи Рашнаи Пойин;
- деҳаи Ҳушёрии деҳоти Шинг ба деҳаи Ҳушор;
3) дар ноҳияи Ашт:
- деҳаи Ашти Поёни деҳоти Ашт ба деҳаи Ашти Пойин;
- деҳаи Каттасарқамиши деҳоти Ифтихор ба деҳаи Найистон.
Раиси Маҷлиси миллии, Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон Рустами ЭМОМАЛӢ
ш. Душанбе