Джамоат
|
Оба пола
|
Мужчины
|
Женщины
|
Всего по району
|
23 966
|
12 257
|
11 709
|
Дж. дехот Вишхарв
|
2 986
|
1 502
|
1 484
|
1. с. Джорф
|
447
|
221
|
226
|
2. с. Кеврон
|
1 134
|
569
|
565
|
3. с. Вишхарв
|
132
|
69
|
63
|
4. с. Бровг
|
136
|
72
|
64
|
5. с. Хурк
|
250
|
132
|
118
|
6. с. Убагн
|
64
|
47
|
17
|
7. с. Шодак
|
72
|
31
|
40
|
8. с. Тогмай
|
132
|
61
|
71
|
9. с. Курговад
|
518
|
245
|
273
|
10. с. Пошхарв
|
102
|
55
|
47
|
Дж. дехот Калаихум
|
8 487
|
4 313
|
4 174
|
1. с.Калаихум (районный центр)
|
1 907
|
1 024
|
883
|
2. с. Рузвай
|
639
|
284
|
355
|
3. с.Даштилуч
|
513
|
255
|
258
|
4. с. Хумби-Вари
|
556
|
277
|
279
|
5. с. Зинг
|
839
|
405
|
433
|
6. с. Сангевни-дороз
|
392
|
184
|
208
|
7. с. Дробак
|
322
|
172
|
150
|
8. с.Паткуноб
|
325
|
172
|
153
|
9.с.Анджирак
|
232
|
118
|
114
|
10. с. Ширг
|
436
|
230
|
206
|
11. с. Зев
|
510
|
272
|
238
|
12. с. Хушарвак
|
196
|
105
|
91
|
13. с. Хост
|
137
|
66
|
71
|
14. с.Мадраса
|
109
|
54
|
55
|
15. с.Зингирог
|
209
|
99
|
110
|
16. с. Даштак
|
672
|
349
|
323
|
17. с. Умарак
|
291
|
148
|
143
|
18. с. Тушун
|
203
|
99
|
104
|
19. с. Рубот
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
|
Дж. дехот Нульванд
|
3 575
|
1 754
|
1 821
|
1. с. Сангевн
|
253
|
131
|
122
|
2. с. Пунишор
|
292
|
140
|
152
|
3. с. Нульванд
|
148
|
65
|
83
|
4. с. Ушхарв
|
423
|
196
|
227
|
5. с. Жаг
|
218
|
103
|
115
|
6. с. Хостав
|
497
|
246
|
251
|
7. с. Зигар
|
510
|
240
|
270
|
8. с. Шкев
|
211
|
104
|
107
|
9. с. Егед
|
847
|
433
|
414
|
10. с. Шурговад
|
176
|
96
|
80
|
Дж. дехот Сагирдашт
|
8 918
|
4 688
|
4 230
|
1.с.Сагирдашт
|
1 205
|
703
|
502
|
2.с.Кулумбаи-Боло
|
485
|
242
|
243
|
3.с.Кулумбаи-Поён
|
266
|
122
|
144
|
4. с. Сайдон
|
599
|
316
|
283
|
5. с. Чухкак
|
519
|
279
|
240
|
6. с. Камчак
|
538
|
281
|
257
|
7. с. Лухч
|
346
|
175
|
171
|
8. с. Садика
|
87
|
43
|
44
|
9. с. Шохорон
|
45
|
26
|
19
|
10. с. Сафедорон
|
353
|
191
|
162
|
11. с. Инкух
|
-
|
-
|
-
|
12. с. Калаи-Хусайн
|
868
|
464
|
404
|
13.с.Пастирог
|
-
|
-
|
-
|
Примечания:
1. За время работы в Дарвазском районе проинтервьюированы и сделаны записи бесед 60-ти человек: исмаилитов - 26 чел. (мужчин - 17, женщин - 9), суннитов - 34 чел. (мужчин - 22, женщин - 12). Из них представители мусульманского духовенства 12 чел., в том числе халифа и помощник халифа - 2 чел., домулло - 1 чел., официальные мулло - 5 чел., неофициальные мулло - 2 чел., устод - 1 чел., ишон-заде - 1 чел.
2. В декабре 2004 г. российские погранвойска были выведены с территории ГБАО РТ, а в июне-июле 2005 г. все пограничные отряды в Таджикистане переданы в ведение Комитета по охране государственной границы РТ.
3. Население Горно-Бадахшанской Автономной области по данным всеобщей переписи населения 2000 года. Государственное статистическое агентство при правительстве Республики Таджикистан. Душанбе, 2000. С.4.
4. Мастера взрывных работ // Коммунист Таджикистана. 18 июля 1940 г.
5. Население Горно-Бадахшанской Автономной области по данным всеобщей переписи населения 2000 года. С. 17.
6. В период повторного исследования в Дарвазском районе ГБАО РТ в сентябре 2005 года автор мог наблюдать положительные сдвиги в сфере образования в Таджикистане в целом. Зарплата учителей существенно возросла, и многие из них вернулись на свои рабочие места.
7. РИА "Новости", 2 мая 2002 г.
8. Мандельштам А.М. Материалы к историко-географическому обзору Памира и Припамирских областей// Труды АН Таджикской АССР, т.LIII. Сталинабад, 1957. С.136.
9. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Т.I. С древнейших времен до начала XVI в. М., 1964. С.220-221.
10. Зелинский А.Н. Древние пути Памира // Страны и народы Востока. География, этнография, история. Вып. III. М., 1964. С. 117.
11. В IX в. крайним пунктом мусульманских владений на пути в Тибет считался бадахшанский г. Джирм. Вахан, Шугнан и прилегающие к ним области и в X в. были населены приверженцами древних форм религии. См.: Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия// В.В.Бартольд. Сочинения. Т.I. М., 1963. С.115-116.
12. Как отмечал В.В.Бартольд, сведений о точной дате введения ислама на Памире и в Бадахшане не обнаружено. Достоверно известно, что в XI в. широкое распространение здесь получил исмаилизм. // V.V.Bartold. "Badakhschan". Enzyklopaedie des Islams. Bd.I. Leiden, 1923. S. 574.
13. Более подробно о технике ал-Джазба см.: Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. Изд-во "Восточная литература". М., 1998. С. 34-35.
14. Перевод Крачковского.
15. Мохаммад Сулейман аль-Ашкари. Познакомиться с исламом. Изд-во "Иман". М.-Казань, 1995. С. 41.
16. Фархад Дафтари. Краткая история исмаилизма. М., 2003. С. 213.
17. Aga Khan Development Network - E-mail Bulletin. November, 2002.
18. Символика открытой руки встречается также и у суннитов Таджикистана и Афганистана, народов Кавказа (как исповедующих ислам, так и не мусульман) и в других странах. Эта символика возникла еще до ислама и отличается от приведенной выше трактовки.
19. Сахих аль-Бухари, 503 (1005, 1011), 504 (1006), 505 (1007), 506 (1009), 508 (1010), 508 (1013), (1014), 509 (1025), 510 (1031), 511 (1032), 512 (1034), 513 (1035), 514 (1037), 515 (1039).
20. Сахих аль-Бухари. Т. II. 1593 (5738), 1594 (5739), 1595 (5741), 1596 (5745, 5746).
21. Вертикальная мобильность - перемещение из одной страты в другую, бывает двух видов. Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх и нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, перемещение из одного гражданства в другое, из одной религиозной общины в другую, из одной профессии в другую, из одной семьи в другую... Географическая мобильность - разновидность горизонтальной мобильности, означает перемещение из одного места в другое при сохранении социального статуса.