Вторник
08.10.2024
06:58
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 460
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

Всё о Таджикистане (или почти всё...)

Деха Гувинд

Деҳаи Ғувинд – Village Ghuvind

Дата основания: известен с с согдийских времен

Что означает это название: Деха не меняло своё название с согдийских времен. В согдийских документах упоминается как "Говинк" - (к/fw"nk) 

Карта местности на Google map:

География: Гувинд расположена на высоте 3476 м от уровня моря, граничит с дехами:

Расстояние до центра джамоата 27 км

Расстояние до центра района 32 км

Расстояние до центра области г. Худжанд  ____   км

Расстояние до г. Душанбе_____ км

Как добраться:

Доехать можно через____ _______. Необходимо из __________ добраться до места ___________. Здесь расположена автостоянка такси направляющихся в ________________. Обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона. 

Население

  1905 1959 1979 1989 1999 2009 1.1.2017
Количество домохозяйств 21            
Количество населения 141           194
из них мужчин 78            
из них женщин 63            
Количество медпунктов              
Количество школ 1            

Известные уроженцы:

 

 

Достопримечательности:

Гувиндцы принимают все, что им дает Бог или власть. Безропотно

23 декабря 2016 г. Автор: Лилия Гайсина, Душанбе-Горная Матча- Душанбе, Asia-Plus

Подробнее: http://news.tj/ru/news/tajikistan/society/20161223/guvindtsi-prinimayut-vse-chto-im-daet-bog-ili-vlast-bezropotno

Как в холодные месяцы живет население таджикского высокогорья?

Яки, волки и суровые морозы – главные враги жителей горных кишлаков Северного Таджикистана в этом сезоне.

«Пойдемте, для вас место уже готово», - зовет нас после ужина хозяин дома в горно-матчинском кишлаке. Время на часах что-то около восьми, в Гувинде уже непроглядная тьма; тихо, потому что это кишлак и потому что на него сыплются крупные хлопья снега. Мы идем за мужчиной, нужно выйти из кибитки, в которой мы ужинали, подняться наверх по склону горы, потом спуститься вниз и еще раз подняться. Место ночлега тут - в другой кибитке. Хозяин дома, в махси и галошах сверху, лихо добирается до нее по снежному склону, мы ползем сзади почти на четвереньках. «Я привык», - поясняет он. 

Другая кибитка – это комната размером три на три метра, ее стены завешаны шерстяными коврами, которые ткут женщины по всей долине Зеравшана; ими здесь закрыты даже маленькие окна, чтобы с улицы не дуло. С улицы все равно дует. Сквозь тонкие, свалявшиеся курпачи чувствуется морозный глиняный пол.

Под потолком горит лампочка, но напряжение такое слабое, что видна спираль под стеклом, но маленький телевизор, хоть и с помехами, работает – по государственному каналу показывают красивые зимние пейзажи, кажется из душанбинского ботанического сада. Сюжет под жизнеутверждающую музыку длится минут 15, если не больше.

В середине комнаты стоит буржуйка, девочка лет тринадцати приносит с улицы ведро угля, засыпает в печку. Потом вместе с матерью укладывается на расстеленную постель, укладывается прямо в верхней одежде, укрывается ватным одеялом, а сверху накидывает еще пару узких курпачей. Как только они ложатся, сам по себе выключается телевизор – все, света нет. Хозяйка дома натягивает одеяло до ушей, поворачивается удобнее, и теперь в комнате абсолютная тишина.

Мигрантов тут нет, дома дел полно

Чтобы добраться до кишлака Гувинд в Горной Матче, у нас ушел почти целый день. Водители не любят дороги в этом районе даже летом, не говоря уже про холодные месяцы, когда они покрываются плотным слоем льда и ездить по ним практически невозможно.

В кишлаке Гувинд не больше 40 домов; в этих местах жилища строят прямо на склонах гор, так что, выходя во двор, ты оказываешься на крыше у соседа снизу. По-другому строить свои дома в Горной Матче не могут - для этого просто нет ровного места. 

Помимо нормальных дорог в этом кишлаке нет и магазинов и больниц; есть школа, но в ней учатся дети до четвертого класса, все остальные идут за образованием в соседний кишлак – 1,5 часа пути туда, и столько же обратно. Но в школу ходят все, местные жители говорят, что администрация района частенько напоминает им о законе «Об ответственности родителей», угрожают штрафами, поэтому отказаться от занятий здесь никто не рискует.

До того как отправиться в школу, местная малышня помогает родителям – выводит скотину из загонов, таскает воду домой. Потом те, кто младше, бегут в здешнюю школу; те, кто старше, спускаются по заледеневшему серпантину дороги и скоро скрываются за ближайшим поворотом. Почти у всех детей на ногах резиновая обувь. Хоть и надета она на теплые носки, смотреть на их ноги все равно жутко. В Гувинде уже стоит минусовая температура, согреться удается, только если сидеть совсем близко около печек-буржуек, которые стоят в каждом доме. 

Около такой мы с утра усаживаемся за накрытым дастарханом. На столе – густой кефир местного производства, сливочное масло, горячие лепешки и мастова, приготовленная из вчерашнего плова. К ней нам подают и разносолы – хрустящие огурцы и капусту. В общем, дастархан неплох, местные жители говорят, что в продуктах нехватки, к счастью, не испытывают.

«У нас большое хозяйство в каждой семье: выращиваем картошку, другие овощи; картошки нам хватает до весны; потом, скотины много у всех, значит, есть молоко и мясо. Чего-чего, а еды, слава Аллаху, хватает. Денег нет, но еды хватает», - рассказывает нам Мулломаин, местный чабан.

Кстати, в Гувинде есть только один трудовой мигрант, работающий в России, который считается чуть ли не местным фриком. Все остальные жители кишлака трудятся на своей земле, уезжать никто никуда не собирается - говорят, что дел дома полно.

Сейчас у них что-то вроде отдыха, который продлится до весны, до самого сева. Впрочем, назвать это отдыхом можно с трудом: в Гувинде, как и в любом другом кишлаке, встают, когда на улице еще совсем темно, мужчины идут на молитву, женщины месят тесто. Потом на морозе пекут лепешки в тандырах или доят коров, мужчины идут за хворостом или, как сейчас, перед нами, забивать скотину.

«Волки людей давно перестали бояться»

Сегодня утром забивают яка, не потому что нужно мясо – мяса хватает, а потому что скотину на днях порвали волки и раненому животному в стаде делать нечего.

Волки для гувиндцев – настоящая напасть, зимой они живут около кишлака, постоянно нападают на скот и наглеют настолько, что запросто пробираются в сараи гувиндцев. 

«Пару недель назад волки задрали сразу 50 коров, - рассказывает нам Мулломаин. – Каждую неделю таскают скотину из стада. Волки уже давно не боятся людей, потому что они умные животные и знают, что у нас против них ничего нет».

До 90-х в каждом доме Гувинда обязательно было охотничье ружье, но после гражданской войны все оружие изъяли. Спускаться в район, оформлять кучу документов, платить государственные пошлины гувиндцы не могут – часто просто не знают, с чего начать. Так и живут без оружия уже больше двадцати лет, за это время волки просто разучились бояться людей.

«Некрасиво будет, если мы их всех съедим»

Примерно с начала нулевых годов в Таджикистане очень активно говорили о необходимости развития яководства в северных регионах страны. То один, то другой заслуженный ученый, имеющий отношение к сельскому хозяйству, заявлял о том, что яков просто необходимо разводить в Зеравшанской долине, в том числе и в Горной Матче. Мол, если живут эти животные в высокогорье Мургаба, то почему бы и здесь не попробовать. Мясо у них вкусное, и, главное, его много, шерсть хорошая; кроме того, этих животных можно использовать в качестве тягловой силы. В общем, не скотина, а сказка. 

Для того чтобы поставить эту отрасль на рельсы, в стране в 2007 году даже приняли специальную Программу развития яководства на 2008–2015 годы, тогда же в Гувинде и появились первые яки, разводят их тут до сих пор.

…Мы едим плов из ячьего мяса; на вкус блюдо немного непривычное, но достаточно вкусное, совсем нежирное. Хвалим хозяевам угощение, спрашиваем про яков, мужчины как-то неохотно реагируют на наши вопросы, разговор о яках совсем не поддерживают, переглядываются друг с другом. Понимаем, что что-то не так.

- Яков ведь выгодно держать, они же большие – мяса много, - говорим нашим собеседникам.

- Они теперь уже небольшие. Ну, не такие большие, как в Мургабе. Такие – обычные, как коровы, только волосатые, - угрюмо отвечает нам один из мужчин.

Оказывается, за 10 лет яки в Горной Матче действительно существенно уменьшились в размерах. Когда эти животные здесь появились, то вес самцов достигал и 500 килограммов, сейчас не больше трехсот. 

Но это не самое главное, основная проблема, связанная с этими животными, для жителей Гувинда в том, что яки своими копытами портят корневую систему всех растений вокруг. Они животные сильные, способны добывать себе пищу самостоятельно, доставая еду из-под снега. В пищу идет практически все, что растет на склонах гор, в том числе и корни, например, абрикосовых деревьев, которыми славится этот регион.

Жители говорят, что их привычный скот, питаясь подножным кормом, довольствуется только тем, что находит на поверхности, яки же легко добираются до корней.

- Тогда зачем же вы их разводите? Забейте и съешьте всех, - советуем мы.

- Нет, так нельзя! В министерстве (сельского хозяйства. – Ред.) говорят, что эти животные очень выгодные, мы благодарны им за яков, некрасиво будет, если мы их всех съедим, - отвечают они.

А потом добавляют, что им обещали привезти яков еще, и люди этих животных, конечно же, примут. Потому что по-другому тут не живут: местные принимают все, что им дает Бог или власть. И всех благодарят, иначе некрасиво ведь получится. 

Исторические документы:

1905 г. - Российская империя, Туркестанский край, Самаркандская область, Самаркандский уезд, Пенджикентский участок, Матчинская волость, Оббурдонское сельское общество, деха Гувинд (Ghuvind)

* Абурдонъ = Оббурдон, Даштъ-Абурдонъ = Дашти Оббурдон, Рангъ = Рондж, Гувинъ=Гувинд (Ghuvind), Имбифъ = Имбеф, Витканъ = Виткон, Падрохинъ = Падрог (Padrogh), Ривамутъ = Ревомутк,